М-
ногонациональный Петербург
92
центрах Европы. Но если родители не
устояли перед властью «звездной»
болезни, то их сын, напротив, оста-
вался трогательно милым и привет-
ливым, нисколько не испорченным
славой и поклонением.
Но вот как раз в России и откры-
лась оборотная сторона всей этой ис-
тории мальчика-вундеркинда. В ат-
мосфере шумихи и ажиотажа вокруг
гениального мальчугана русские му-
зыканты все же протестовали против
«эксплуатации детей, которых с ран-
него детства педагоги и родители ис-
пользуют как рекламу себе и как сред-
ство наживы». В самый разгар гаст-
ролей Вилли русский пианист и ди-
рижер, друг Рахманинова, Александр
Зилоти опубликовал «Открытое пись-
мо петербургской публике». Он при-
звал начать «всероссийскую подпис-
ку» с тем, чтобы, материально обеспе-
чив мальчика-дирижера, избавить его
от необходимости концертировать
ради денег и дать возможность учить-
ся. При этом русский музыкант со-
слался на пример меценатского по-
кровительства в Америке в отноше-
нии выдающегося польского пианис-
та Иосифа Гофмана. Призыв Зилоти
прозвучал как раз одновременно с пуб-
ликацией в газетах бюллетеня о со-
стоянии здоровья Вилли: уже после
первого концерта в Петербурге 3 нояб-
ря (тогда исполнялась большая про-
грамма из произведений Бетховена,
Вагнера, Берлиоза) мальчик заболел
инфлюэнцей (то есть простудился).
Через девять дней собралось совеща-
ние «Общества защиты детей от жес-
токого обращения». Совещание блис-
тало «звездами первой величины». Это
были композитор А. К. Глазунов - тог-
дашний директор и профессор консер-
ватории, выдающийся педагог по клас-
су скрипки А. С. Ауэр, академик
В. М. Бехтерев и другие известные пе-
дагоги и психиатры. Напомнив обсто-
ятельства с пианистом Н. Гофманом,
А. Зилоти сказал: «Усталость от игры
на фортепиано, господа, ничто по
сравнению с усталостью дирижера
после концерта. Уж поверьте моему
опыту». Академик В. М. Бехтерев рас-
сказал, как он наблюдал Вилли на ре-
петиции при «большой публике» и
тотчас после дирижирования, в арти-
стической комнате. По его впечатле-
нию, мальчик был «в приподнятом
настроении, игрив, оживлен и разго-
ворчив, во всем его поведении сквози-
ло детство <.
..> во время дирижиро-
вания у Вилли создается известный
подъем, и при этом музыкальные пе-
реживания на нем несомненно сказы-
ваются». Академик настаивал на «бе-
режном отношении к этому ребенку».
Выступление А. К. Глазунова было от
начала до конца восторженным. Дес-
кать, совершенно не зная музыкаль-
ной грамоты, мальчик обладает изу-
мительными врожденными данными
для дирижирования! У Вилли заме-
чательное чувство ритма, он владеет
способом «весьма изящно пользовать-
ся ускорением и замедлением темпа».
Выдающийся мальчик! И запретить
ему выступать в качестве дирижера
едва ли будет правильно. Если бы
Вилли запретили выступать в концер-
тах, говорил Глазунов, он стал бы хи-
реть. Поэтому, не бросая дирижирова-
ния, он должен понемногу учиться.
«Следует дать родителям совет, - ска-
зал Глазунов, - чтобы выступления
их сына не были частыми и чтобы он
не концертировал по вечерам».
На совещании было составлено
и решение «Общества защиты детей».
Приняли обращение к итальянскому
посольству в Петербурге, к иностран-
ным обществам защиты детей и.
.. к
родителям Вилли. Практических ре-
зультатов эти акции не дали. Не уда-
лось и помочь Вилли деньгами.
А. К. Глазунов предложил лично ру-
ководить учебой юного гения, но ни-
какие уговоры оставить ребенка в Пе-
тербурге для систематических и пла-
номерных занятий с А. К. Глазуновым
на родителей не повлияли. Пусть, ду-
мали они, сын остается не обученным
ни теории музыки, ни общей грамот-
ности. Зато он наделен божественным
даром, и этого пока достаточно. Даль-
ше видно будет.
После Петербурга семья Ферреро
недолго побыла в Москве, а затем
вскоре уехала из России.
Теперь, читатель, перешагнем
годы триумфа мальчика-дирижера и
последовавший затем долгий пери-
од учения, когда он - взрослым юно-
шей - в 1927 году, в самый разгар
фашистской диктатуры Муссолини
в Италии, поступил в Венскую ака-
демию музыки, а после ее окончания
поселился в Милане. Там он высту-
пал в театре Ла Скала, оттуда и вы-
езжал на гастроли по всему миру.
Через много лет любители музы-
ки Европы и Америки снова встрети-
лись с Вилли Ферреро - молодым,
темпераментным дирижером, развив-
шим свой природный дар и достиг-
шим полной творческой зрелости.
Итальянская газета «Унита» отмеча-
ла: «Вилли Ферреро не исчез с музы-
кальной арены в том возрасте, когда
настает время остричь ребячьи кудри
и расстаться с короткими бархатны-
ми штанишками».
В начале пятидесятых годов ита-
льянский дирижер снова побывал на
гастролях в знакомом с детства горо-
де, ставшем Ленинградом. И опять
возник настоящий ажиотаж вокруг
знакомого имени. Многие слушатели
концертов - теперь уже люди в пре-
клонных годах - вспоминали прежне-
го пышнокудрого мальчика. «Чтобы
вполне оценить искусство Вилли
Ферреро, - восторгались критики, -
необходимо видеть дирижера. Исклю-
чительно выразительны руки маэст-
ро. Порой кажется, что он руками
«рассказывает» исполняемые произ-
ведения. В этом кроется секрет обая-
ния и успеха Вилли Ферреро». Тут
можно бы заметить, что итальянцы,
как известно, при выражении чувств
вообще склонны к повышенной жес-
тикуляции.
..
Многих музыкантов города тогда
приглашали на репетиции дирижера.
Так они могли познакомиться со сво-
еобразной «черновой» работой маэст-
ро с оркестром. Один из музыкантов
Кировского (теперь - Мариинского)
театра вспоминал: «Репетировали
«Болеро» Равеля; дирижер наспех про-
слушал манеры исполнения разных
групп инструментов - скрипок, вио-
лончелей, деревянных духовых - и,
одобрив, отпустил оркестрантов; за-
держал он только барабанщика и два
часа отрабатывал с ним ритмическую
канву произведения - самое главное
в партитуре. А уж на концерте Вил-
ли Ферреро показал себя и вовсе нео-
бычно: в его руке поначалу мы не уви-
дели дирижерской палочки. Посте-
пенно, по мере нарастания мощи зву-
чания, на основе безукоризненного
ритма нашего барабанщика, палочка
выдвигалась.
.. из рукава фрака маэс-
тро, и в финале, когда на слушателей
обрушивается лавина завершающих
аккордов, уже гордо сверкала в руке
дирижера».
..
Вернувшись в Италию на верши-
не славы, Вилли Ферреро продолжал
выступать. К сожалению, недолго. С
огромным успехом прошел концерт
дирижера в римском театре «Аргенти-
на», оказавшийся в жизни маэстро
последним. Через два месяца - 24 мар-
та 1954 года - Вилли Ферреро скон-
чался в Риме, в возрасте всего 47 лет.
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 91 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 93 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст