ецензии
Постсоветский
Петербург:
взгляд иЗ Хельсинки
Д . И. Раскин
98
К 300-летию Санкт-Петербурга
появилась книга, посвященная пост-
советскому периоду его истории. Это
монография Елены Хелльберг-Хирн
«Отпечатки империи: Постсоветский
Санкт-Петербург»*. Книга издана на
английском языке Финским литера-
турным обществом и вышла в изда-
тельстве SKS, специализирующемся
на выпуске интеллектуальной лите-
ратуры, в том числе и исторической.
Мы уже привыкли к тому, что за-
рубежные русисты нередко обращают
внимание на те аспекты российской
истории, которые, по тем или иным
причинам, оставались вне поля зре-
ния отечественных исследователей. А
материалом они нередко владеют не
хуже (если не лучше), чем наши со-
отечественники. Особенно это отно-
сится к финским соседям, как прави-
ло, великолепно владеющим русским
языком, прекрасно знакомым с наши-
ми архивами и библиотеками, внима-
тельно следящим за всеми публика-
циями в российской периодике. Кни-
га Елены Хелльберг-Хирн (кстати,
нашей бывшей соотечественницы) -
новое тому подтверждение.
Книга написана в жанре истори-
ко-культурологического исследова-
ния. Автор учла все достижения се-
миотического подхода к истории куль-
туры, не упустила ничего из того но-
вого, что принесли в современную ис-
торическую науку новейшие филосо-
фы французской школы. При этом
исследование опирается на богатей-
ший материал - от монографий и ста-
тей до достаточно полного корпуса пе-
тербургской периодики и различных
петербургских веб-сайтов и интервью
с петербургскими культурными деяте-
лями, работниками музеев и просто
гражданами нашего города.
В книге присутствует много пер-
сонажей, как исторических, так и на-
ших современников, но главный герой
монографии, по признанию самого
автора, - город с многими именами и
тысячами лиц.
Главная тема Елены Хелльберг-
Хирн - обретение Санкт-Петербургом
своей идентичности. Если внешний
путь от Ленинграда до Санкт-Петер-
бурга город проделал быстро и неожи-
данно легко, то внутренняя перестрой-
ка сознания большинства горожан,
процесс нахождения нового места в
стране и в мире оказался не таким
простым и однозначным. «Санкт-Пе-
тербург живет сегодня в постоянном
и никак не решающемся конфликте
между прошлым и настоящим», -
пишет автор, подводя итог своего ис-
следования. Разрешение этого конф-
ликта, как показывает исследование
Елены Хелльберг-Хирн, может быть
результатом длительного процесса
осознания, актуализации и, быть мо-
жет, критического пересмотра класси-
ческих петербургских мифов, возрож-
дения традиций прошлого и, в то же
время, преодоления инерции, кореня-
щейся в том же самом прошлом. Ибо
история Петербурга едина, как и сам
наш город - живой, многомиллион-
ный, с разрушающимися дворцами и
растущими новостройками, гордя-
щийся своей культурой и тонущий в
мусоре, самый европейский в России
и самый русский в Европе.
Вся история Санкт-Петербурга -
Петрограда - Ленинграда сопровож-
далась многочисленными мифами,
формировавшими образ города в со-
знании современников. Автор тща-
тельно анализирует основные петер-
бургские мифы - миф о «фантасти-
ческом», почти не существующем,
призрачном городе, о «блистательном
Петербурге», о «городе Ленина», «ко-
лыбели трех революций», о вечном
городе Петра, неразрывно связанном
со стремлением России на Запад, к
модернизации и строительством ве-
ликой державы, и, наконец, о «куль-
турной столице России». В книге по-
казаны исторические корни этих ми-
фов и реальности, на которые они
опираются.
Для иностранного читателя не-
бесполезен приведенный в книге об-
зор основных событий трехсотлетней
истории города, сформировавших
Петербург как столицу Российской
империи, ее культурный облик, мно-
гонациональный характер города.
Имперский характер Петербурга рас-
сматривается как результат Петровс-
ких реформ, породивших новый для
России тип государственности, новые
взаимоотношения государственной
власти и церкви (вошедшие в исто-
рию Русской православной церкви как
«синодальный период»), беспрецеден-
тное для Московской Руси сближение
с Западной Европой. Книга содержит
и характеристику основных блоков
культурного наследия Петербурга -
его полиэтничного и поликонфессио-
нального уклада, органической связи
с русской литературой (в качестве от-
дельного мифообразующего явления
рассматривается пушкинский Петер-
бург), всего того, что Н. П. Анцифе-
ров столь удачно обозначил как «душа
Петербурга».
Отдельная глава посвящена и
истории Ленинграда как советского
города, целенаправленно низводимо-
го кремлевскими властями до уровня
рядового областного центра, «велико-
го города с областной судьбой». В ка-
честве центрального события, ставше-
го символом Ленинграда, рассматри-
вается блокада, ближайшими послед-
ствиями которой стали не только но-
вые гонения на город и существенные
изменения состава городского населе-
ния, но и новое самосознание ленинг-
радцев. Блокада как символ особой -
трагической и величественной - судь-
бы города и особого духа его жителей
остается жить в сознании большин-
ства нынешних петербуржцев, да и
большинства россиян.
Завершает первую часть книги
глава, посвященная процессу возрож-
дения исторических названий улиц
города, возвращению северной столи-
це ее исторического имени. Символы
советской эпохи - «колыбель трех ре-
волюций», «город-герой» не всегда
могли успешно сочетаться с истори-
История Петербурга. № 5 (21)/2004
предыдущая страница 97 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн следующая страница 99 История Петербурга №21 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст