Н
еизвестное об известном
10
ливую волну. В правых окнах лю-
бопытный пассажир видел сосно-
вый лес, разрезанный озерами и
речками; Лахтинский разлив поезд
преодолевал по дамбе, вызывая
ужас гувернанток и восторг сопро-
вождаемых ими детей.
Вот что сообщали о станциях
Приморской железной дороги и их
окрестностях путеводители в 1911
и 1915 годах16:
Лахта
(9 верста). Местность
низкая, относительно сухая. Из-
любленное дачное место петербур-
гских немцев и англичан. Право-
славный храм. Почта, телеграф. Ап-
тека. Врачи. Театр-танцулька. Ке-
гельбан. Гимнастика. Детские игры.
Лаун-теннис. Футбол. Катание на
лодках. Пристань для яхт (спаса-
тельная станция). Хороший лес (где
находятся лучшие дачи). Грибы.
Хорошие лавки и магазины.
Деревня Бобыльская (в лесу
около Лахты). Тихая деревушка.
Всего несколько десятков дворов.
Дачи дешевые. Рекомендуется на-
нимать дачи в конце деревни. Дач-
ники - преимущественно немцы.
Виноторговля.
Ольгино (около Лахты). Бла-
гоустроенный поселок. Красивые
дачи. Цены довольно дорогие. Ме-
стность сухая, лесистая. Отдаются
квартиры со всеми удобствами для
«зимогоров» (1911).
Мыза, лежащая при впадении
р. Лахты в Финский залив. Распо-
ложена в низкой, но песчаной, а
потому относительно сухой мест-
ности. Пользуется исторической
известностью по частым поездкам
сюда Петра Великого; отсюда же
взят и камень-скала для его памят-
ника. Близость моря, дешевизна
дач и удобство сообщения привле-
кают сюда немало городских жи-
телей (1915).
Раздельная
. Высокое место.
Сплошной лес. Хорошие дачи.
Красивые места для прогулок.
Владимировка (около Раздель-
ной). Песчаная лесистая местность.
Парк. Пруд. Калильное освещение.
4 доктора. В 2-х верстах почта с те-
леграфным отделением. На станции
проводники. Абиссинские колод-
цы. Театр. Купание. Катание на лод-
ках. Рыбная ловля (1911).
Лисий Нос
(Пересадка для
едущих в Кронштадт)*. Длинная
коса Финского побережья, отде-
ленная от Кронштадта проливом
(Северный кронштадтский фарва-
тер). Густой лес (1911).
Горская
. Сухая песчаная мест-
ность. Хороший лес. Дачи доволь-
но дорогие.
Александровский поселок. По-
селок «зимогоров»; купание чуди;
почта и телеграф; молочная ферма
Шатнева (1911).
Тарховка
. Отличный сухой
лес. Фешенебельные, очень доро-
гие дачи** (1911).
Разлив
. Хороший лес. Купание
в «разливе». Дачи сравнительно
дорогие (1911).
Ермоловка
. Роскошные дачи-
виллы. Аристократический уголок.
Прекрасный театр. Дачи очень до-
рогие» (1911).
Сестрорецк
, иначе называе-
мый Сестербек, лежит в 28 верстах
от Петрограда по северо-восточно-
му берегу Финского залива, при
слиянии рек Сестры и Черной.
Дачная местность Сестрорец-
ка находится в 11/ 2 верстах от се-
ления и застроена солидными и
вполне комфортабельными дача-
ми. Дачи расположены в прекрас-
ном сосновом лесу, близ Финско-
го залива, с образцовыми купаль-
нями и роскошным р ^ е ’ем. Изящ-
ный Курорт с громадным курза-
лом, прекрасной гостиницей при
сравнительно недорогом пансионе,
ежедневные концерты привлекают
множество дачников и приезжих,
лишенных почему-либо возмож-
ности проводить летние месяцы за
границей (1915)***.
Что и говорить, Приморская
дорога привела к очередному «дач-
ному буму», теперь уже на северо-
восточном берегу залива****.
Но не в обеспечении дачников
удобным и недорогим транспортом
состояла главная цель Петра Алек-
сандровича Авенариуса, когда он
задумывал, проектировал и стро-
ил свою дорогу: впереди он видел
разумное использование уникаль-
ных природных условий южного
берега Финского залива и основа-
ние здесь Сестрорецкого курорта,
для чего летом 1895 года, собрав
единомышленников-акционеров,
учредил Общество Приморской
железной дороги. Во главе обще-
ства стояли П. А. Авенариус, гене-
рал-майор инженер А. Е. Струве,
генерал-лейтенант граф Н. Ф. Ор-
лов-Денисов,
купец
I гильдии
Г. Г. Елисеев.
В 1896 году началась подготов-
ка к созданию первого в пригороде
Петербурга бальнеологического
курорта, в проектировании соору-
жений которого активно участво-
вал и сам П. А. Авенариус, не пре-
кращавший свои обращения к вла-
стям с обоснованием необходимо-
сти такого мероприятия для сто-
лицы и с просьбами о его финан-
сировании. И эти его обращения,
поддержанные видными российс-
кими врачами, через пару лет во-
зымели положительный результат,
тем более что идеи Авенариуса на-
шли сильного покровителя в лице
министра государственных иму-
ществ А. С. Ермолова. «Высочай-
ше утвержденным положением
Комитета Министров от 19 июня
1898 г. постановлено, - сообщалось
в
журнале
«Железнодорожное
дело», - 1) предоставить Обществу
Приморской Санкт-Петербурго-
Сестрорецкой железной дороги
продолжить названную дорогу до
границы с Финляндией с устрой-
ством ветвей к Оружейному заво-
ду и Ряжевой гавани, и 2) устро-
ить в Сестрорецке между морем и
рекою Сестрою Курорт»17.
Для строительства санатория в
устье Сестры на берегу Финского
залива было выделено государ-
ственной
земли
в
количестве
54 десятин (около 60 гектар) в арен-
ду сроком до 1 января 1956 года (!)
* Начиная с навигации 1895 г. между Лисьим Носом и Кронштадтом курсировали
два парохода —
«Сестрорецк» и «Лисий Нос» шведской постройки. С 1906 г. линия
была продолжена до Ораниенбаума. Зимой Общество Приморской железной дороги
обеспечивало движение в Кронштадт санным путем.
**В 1907 году арх. И. П. Володихин построил там дачу для П. А. Авенариуса.
***Автор специально не приводит более поздних пространных описаний местно-
сти, чтобы сохранить впечатление, создаваемое здесь в первые годы эксплуатации
Приморской железной дороги. Подробные описания местности дает, например, Путе-
водитель по железным дорогам Приморской и Финляндской. Л., 1927.
**** В прибрежных поселениях от Лахты до Сестрорецка и Курорта в первом
десятилетии ХХ в. дачи и собственные загородные дома, культовые и общественные
здания строили известные петербургские архитекторы А. Н. и Л. Н. Бенуа, И. П. Воло-
дихин, Вас. А. Косяков, К. В. Бальди, С. Г. Гингер, гражд. инж. С. Ф. Вельдт и др.
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 9 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст