Г
р
ород далекий и близкий
преобразования поселка в город,
связывая это преобразование с за-
вершением строительства первого
каменного храма - Петропавловс-
кого собора. Но документально эта
дата, то есть дата преобразования
поселка в город, не подтверждена.
Т. Н. Соболева уточняет, что фак-
тически Барнаул стал городом с
середины 1780-х годов, законода-
тельно
признан
таковым
в
1806 году (по проекту Горного по-
ложения 1806 года в России было
признано два горных города - Ека-
теринбург и Барнаул), но офици-
ально, законодательно был утвер-
жден городом только в 1828 году9.
В Полном собрании законов
Российской империи отмечалось:
«Под именем горного города разу-
меется Барнаульский завод, в ко-
тором находится Колывано-Вос-
кресенское горное правление»10.
Герб города император Николай I
утвердил 8 мая 1846 года. Герб
имел традиционную форму фран-
цузского щита, разделен на две ча-
сти. В верхней, меньшей, на зеле-
ном фоне - изображение белой
лошади - это герб Томской губер-
нии (Томская губерния была обра-
зована в 1804 году, округ Колыва-
но-Воскресенских заводов входил
в нее), а в нижней, большей части
- на голубом поле среди горных
пород дымящаяся доменная печь,
что отражало специфику Барнау-
ла как горнозаводского центра11.
К середине XIX века Барнаул
имел около 12 тысяч жителей и
входил в пятерку наиболее значи-
тельных городов Западной Сиби-
ри. Так, в 1858 году население Ом-
ска составляло 18 437 человек, То-
больска - 15 894, Томска - 14 071,
Барнаула - 1168112. Основная
часть жителей Барнаула состояла
из мастеровых и членов их семей,
в городе также было значительное
количество горных инженеров,
чиновников, военных, а прослой-
ка городских сословий (мещан,
цеховых, купцов), напротив, была
меньше, чем в других городах Си-
бири и России. Так, в 1860 году, по
данным барнаульского городниче-
го, мужское население города по
сословиям распределилось следу-
ющим образом: служащие горного
ведомства и члены их семей - 3505,
военного ведомства - 539, мещане
и цеховые - 520, личные дворяне и
разночинцы вне службы - 328, от-
ставные мастеровые и нижние
чины горного ведомства и члены их
семей - 267, отставные солдаты и
их дети - 222, купцы - 92, иновер-
цы - 64, гражданские служащие
чиновники и нижние служители -
59, дворовые люди - 55, духовно-
го ведомства лица - 3513. В отли-
чие от других регионов Сибири на
Алтае и в Барнауле почти не было
ссыльных, ибо массовая ссылка
туда была запрещена рядом указов
Кабинета его императорского ве-
личества. (Хотя периодически не-
большие партии ссыльных достав-
лялись и туда, например, участни-
ки польского восстания 1863-
1864 годов, народники и др.)
В Барнауле не только выплав-
ляли цветные металлы, но и про-
изводили стекло, бумагу, для чего
имелись специальные цеха. Хоте-
лось бы обратить внимание еще на
одно уникальное предприятие. Это
химическая лаборатория Алтайс-
ких заводов, или иначе - золото-
сплавная
лаборатория.
До
1870 года, когда аналогичная лабо-
ратория была открыта и в Иркутс-
ке, в барнаульской переплавляли
все золото, добытое в Сибири, как
на кабинетских, так и на частных
приисках. К примеру, в 1864 году
там было переплавлено 920 пудов
золота14, в 1885 году - 408 пудов,
или одна треть всего золота, добы-
того в том году в стране15.
Процедуру сдачи и выплавки
золота в барнаульской лаборато-
рии очень детально описал извест-
ный немецкий зоолог Альфред
Брем,
посетивший
город
в
1876 году. Он, в частности, отме-
тил, что золото плавилось в печах
при температуре 1200 градусов.
Золотопромышленники получали
за сданное золото квитанции, рас-
считывались с ними только через
полгода золотыми рублями. От 5
до 15 процентов сданного золота
удерживалось в качестве платы за
переплавку и в доход Кабинета16.
Золото, как и серебро, периодичес-
ки отправлялось специальными
караванами из Барнаула в Петер-
бург. Во второй половине XVIII -
первой половине XIX века подоб-
ных караванов отправлялось в год
до шести, во второй половине
XIX века - только три, что было
связано с падением выплавки се-
ребра. А. Брем отмечал, что от-
правка каждого каравана в столи-
цу становилась событием в жизни
всего города: «Для чиновников и
всех жителей Барнаула эти поезд-
ки имеют большое значение.
.. В
караван принимают также детей,
которых отдают на обучение в Пе-
тербург, с ним возвращаются на
родину девушки, чиновники кара-
вана выполняют многочисленные
поручения прекрасного пола, поку-
пают инструменты, книги, одежду
и прочее.»17 А. Брем уточнял: «Все
выплавленное в Барнауле золото и
серебро ежегодно отправляется с
тремя (ранее с шестью) каравана-
ми в Петербург, по зимнему пути,
на санях. На каждые запряженные
конями сани погружают 30 пудов
благородного металла в слитках,
упакованных в окованный желе-
зом и ошнурованный сундук. Для
защиты каравана отправляются 5-
6 солдат под начальством унтеро-
фицера, кроме того по два чинов-
ника, называемых колонновожа-
тыми, старший и младший, они
едут до Петербурга, затрачивая на
дорогу примерно четыре недели,
ибо едут они день и ночь, пока не
доберутся до цели. Царский указ
предписывает оказывать этим ка-
раванам всяческую помощь и за-
щиту, если это необходимо»18.
Более иронично об отправке
подобных караванов поведал изве-
стный в свое время, а ныне почти
забытый писатель Иван Кущевс-
кий: «Так всякий петербуржец с
радостию проехался бы на казен-
ный счет в Париж. Но удоволь-
ствие барнаульского чиновника,
отправляющегося с караваном, -
больше. Приехавши в столицу на
казенный счет, даром, он получает
всегда из казны еще столько денег,
что обыкновенно украшает все
пальцы своих рук бриллиантовы-
ми перстнями, вешает на грудь зо-
лотую цепочку, заказывает у Аль-
ванга три или четыре чемодана
платья, не считая того, что он мо-
жет сорить деньгами в Петербурге
до полного пресыщения.»19
Вообще высший барнаульский
свет «гремел» по всей Сибири. При
этом высказывания о нем встреча-
лись самые противоречивые. Одни
гости города были ошеломлены го-
степриимством и культурой мест-
ных инженеров и чиновников, дру-
гие, более наблюдательные совре-
менники, не могли не заметить, что
истоком благосостояния были не
35
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 34 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 36 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст