М
узеи Петербурга
М. П. Л ебединская,
Ю. В. М удров
СЩ овнщ
Яостоіа
В Японском павильоне Боль-
шого Меншиковского дворца Ора-
ниенбаума открылась большая вы-
ставка «Восточные коллекции».
Впервые за последние десятилетия
зрителю предоставлена возмож-
ность столь полного знакомства с
собранием памятников восточно-
го искусства музея.
«Сокровища Востока» разме-
стились здесь не случайно. 26-мет-
ровый, увенчанный куполом, нахо-
дящийся в восточной части двор-
ца, Японский павильон, прежде
называвшийся Японским залом,
был возведен в 1720-е годы. Как и
весь дворец, он был сооружен в сти-
ле барокко. С основным объемом
дворца он соединен дугой одно-
этажной боковой галереи. С запад-
ной стороны он уравновешен иден-
тичным павильоном - Церковным,
в котором размещался храм Свя-
того целителя Пантелеймона. Хо-
зяин дворца - «наипервейший
вельможа» Александр Меншиков
в 1727 году лишился своего владе-
ния, попав в опалу. Переданный в
казну дворец в 1743 году стал ре-
зиденцией наследника престола -
великого князя Петра Федорови-
ча, будущего императора Петра Ш.
В 1748-1753 годах восточный па-
вильон вместе со всем дворцом
подвергся перестройке. Строи-
тельные работы здесь происходи-
ли под руководством Бартоломео-
Франческо Растрелли. Здание па-
вильона было перестроено под
«Эрмитаж». Так в то время назы-
вали обеденный зал, оборудован-
ный подъемным столом. В 1761
году здесь вновь оформляется ин-
терьер, включивший коллекции
японского и китайского фарфора.
Павильон
получает
название
«Японского».
Традиция
собирательства
предметов восточного искусства в
России восходит к XVII столетию.
В XVШ веке интерес к Востоку
возрастает - китайские и японские
вещи украшают не только царские
дворцы, но и дома знатных вель-
мож - Федора Апраксина, Федора
Головина, Александра Меншикова.
Наследник престола, владев-
ший после Меншикова резиденци-
ей, целенаправленно собирал пред-
меты восточного искусства. Они
были размещены в ораниенбаумс-
кой Кунсткамере Петра Федоро-
вича, во дворце крепости Петерш-
тадт и Японском павильоне.
Во второй половине XVIII века
продолжался интенсивный приток
в Россию предметов дальневосточ-
ного искусства, которыми напол-
няли особые залы и кабинеты за-
городных дворцов.
Императрица Екатерина II раз-
местила восточные коллекции в
построенном по ее распоряжению в
Ораниенбауме небольшом Голлан-
дском домике, получившем впос-
ледствии название «Китайский»,
так как ряд его интерьеров был
оформлен в «китайском вкусе».
В начале XIX века традицию
собирания предметов восточного
искусства продолжила супруга
владельца резиденции великого
князя Михаила Павловича, внука
Екатерины II. Произведения ис-
кусства, приобретенные Еленой
Павловной, дополнили уже суще-
ствовавшую к этому времени бо-
гатую коллекцию, собранную в
Ораниенбауме Петром III и Ека-
териной II. Коллекции, унаследо-
ванные дочерью Михаила Павло-
вича и Елены Павловны Екатери-
ной Михайловной Мекленбург-
Стрелицкой, сохранялись и попол-
нялись ею и ее детьми вплоть до
1917 года.
В смутные времена революции
и Гражданской войны художе-
ственные собрания Ораниенбаума
подверглись суровым испытаниям.
В частности, начался процесс рас-
пыления и уничтожения целостно-
сти собрания восточного искусст-
ва. В лучшем случае предметы пе-
редавались в другие государствен-
ные хранилища. Так, в наше время
многие предметы из ораниенбаум-
ских коллекций хранятся в Госу-
дарственном Эрмитаже, других
музеях страны.
Выставка «Восточная коллек-
ция» из собрания Ораниенбаума
знакомит с традиционными пред-
метами китайского и японского
искусства X V II-X X веков. Они
включают живопись тушью, китай-
41
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 40 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 42 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст