ский лубок - няньхуа, изделия из
фарфора и керамики, резные лаки
и кость, расписные и перегородча-
тые эмали, изделия из камня,
бронзы, а также художественную
мебель.
На выставке предметы из со-
хранившейся исторической кол-
лекции экспонируются наряду с
приобретенными музеем. Значи-
тельная часть экспонатов прежде
никогда не выставлялась для ши-
рокого обозрения. Таковы, в част-
ности, китайские народные кар-
тинки - няньхуа, живописные
свитки, перегородчатые и распис-
ные эмали, мебель.
Наибольшую часть коллекции
традиционно представляют изде-
лия из фарфора. Разнообразные по
форме, технике декора, мотивам
росписи, изделия китайских и
японских мастеров дают представ-
ления практически обо всех важ-
нейших направлениях фарфорово-
го производства. Это и китайские
вазы, расписанные знаменитым
подглазурным кобальтом, это гро-
мадные напольные вазы полихром-
ной росписи, это декор в гамме «зе-
леного», «розового» и «черного»
семейств, в технике «blue poudre»,
это великолепные японские на-
польные вазы мастерских Арита, в
росписях которых кобальт сочета-
ется с надглазурной красной крас-
кой и росписью золотом.
Традиционная область приклад-
ного искусства Китая - красные рез-
ные лаки - представлена на выстав-
ке несколькими интересными экспо-
натами. Таковы, например, экран
красного лака конца XVIII - начала
XIX века, коробка с крышкой конца
XVII - начала XVIII века, а также
кувшин XVIII столетия.
Не менее знаменита в Китае
резьба по слоновой кости. Издав-
на такие диковинки, как «шар в
шаре», привлекали внимание евро-
пейцев и вызывали их восхищение.
Выполненные в технике ажурной
сквозной резьбы виртуозными
резчиками, эти изделия являются
подлинным украшением выставки.
Яркие и красочные перегород-
узеи Петербурга
чатые эмали и по сей день в Китае
являются национальным искусст-
вом. Из перегородчатой эмали из-
готовляли вазы, курильницы, ко-
робочки. Многие произведения
создавались парными. Обращают
на себя внимание парные фигуры
лошадей второй половины XIX
века, блюдо с хризантемами, а так-
же кувшин с ручкой в виде драко-
на того же времени.
Представленные на выставке
расписные эмали соединяют в сво-
их формах местные (китайские) и
европейские элементы. Велико-
лепны по исполнению два изящных
чайничка с крышками, изысканна
форма шестиугольного блюда для
закусок и двух низких вазочек с
расширяющимся горлом. Все изде-
лия датируются XVIII веком.
Торговые караваны привозили
в Россию мебельные предметы:
горки, «кабинетцы», стулья, шка-
фы, ширмы. Привлекательные сво-
ими необычайными формами и
способами декора, эти изделия ук-
рашали интерьеры вплоть до нача-
ла XX века. Горки с росписью зо-
лотом и ажурной резьбой, экспо-
нируемые на выставке, были рас-
пространены в Японии и Китае в
XVIII веке как подставки для фар-
фора и других декоративных пред-
метов. Для них характерно несим-
метричное расположение полочек,
которые
иногда
дополнялись
крышками или створками. Ме-
бельный гарнитур красновато-ко-
ричневого лака, датируемый нача-
лом XX века, обильно украшен
выразительной резьбой, основным
мотивом которой является изоб-
ражение дракона с жемчужиной.
Особого внимания заслужива-
ет впервые демонстрируемая кол-
лекция китайского народного лубка
- «няньхуа» («новогодняя карти-
на»). Около ста отдельных листов -
ксилографий были подарены Ора-
ниенбауму известным ученым-кита-
истом академиком В. М. Алексее-
вым. Китайские новогодние картин-
ки с их богатым миром сказочных,
фантастических и реально-жизнен-
ных образов обладают своеобраз-
ным колоритом и неповторимой
прелестью. Зритель может познако-
миться со всеми основными типа-
ми лубка - религиозно-мифологи-
ческими (Меньшэни), благожела-
тельными (с большеголовыми фи-
гурами малышей), театральными,
жанровыми и литературными.
Выставка включила почти три-
ста уникальных экспонатов.
42
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 41 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 43 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст