М
узеи Петербурга
чивость, как было принято изоб-
ражать романтиками.
Оформить одно из своих изда-
ний А. С. Пушкин предложил моло-
дому тогда художнику князю Гри-
горию Григорьевичу Гагарину, пове-
рив в его художественный такт.
Именно это, наверное, и приве-
ло к тому, что университет владеет
редким
образцом
живописной
Пушкинианы. К столетию поэта,
совпавшему с рождением Политех-
нического института, его директор
- сын художника, пользовавшего-
ся признанием у великого поэта, -
стремился почтить пушкинский
юбилей, приобретя готовый порт-
рет или сделав заказ еще раз запе-
чатлеть «Солнце русской поэзии».
К произведениям «Галереи в
Лесном», воскрешающим художе-
ственную жизнь пушкинской поры,
относится копия с картины В. А. Тро-
пинина «Портрет гитариста». Пер-
вый тропининский «Гитарист» по-
явился, когда молодой А. С. Пуш-
кин начал писать роман в стихах
«Евгений Онегин».
Затем из-под кисти В. А. Тро-
пинина «гитаристы» стали появ-
ляться один за другим: в 1823 году
вариант-повторение, в 1839-м, в
1842-м и т.д.
Политехнический «Гитарист»
близок к тропининскому оригина-
лу, но достоверно определить имя
исполнителя трудно. Известно что
сын В. А. Тропинина Арсений тоже
был художником и часто помогал
отцу в работе. Сохранилось свиде-
тельство, что ему было присужде-
но звание художника как раз за ко-
пирование двух произведений его
знаменитого отца, в том числе и
«Гитариста». Не исключено, что
«Гитарист» Политехнического уни-
верситета является копией А. В.
Тропинина с отцовского оригинала.
Галерея университета распола-
гает и произведениями мелкой
пластики. Малая по величине фар-
форовая или бронзовая фигурка
могла быть поставлена на камин,
письменный стол или книжный
шкаф. «“Лошадь на водопое” - ста-
туэтка, выполненная по модели
П. К. Клодта. Отливал А. Молча-
лин. Чугун. Касли. 2-я половина
XIX в.», - так отрекомендована в
музейной описи изящная статуэт-
ка, красиво бликующая металли-
ческой поверхностью. Такая же
«лошадка», отлитая по модели
П. К. Клодта, украшает экспози-
цию Русского музея.
Свернувшуюся клубком «Со-
баку» работы Артемия Обера, чер-
ную с проседью каслинского литья
из коллекции Дома ученых, мож-
но использовать как пресс для бу-
маг и просто как украшение. Сре-
ди монументальных произведений
А. Обера - фигура коня для памят-
ника Б. Хмельницкому в Киеве и
декоративная скульптура для Бо-
родинского моста в Москве.
Музей имеет 525 предметов
декоративно-прикладного искус-
ства, поставленных на учет Инспек-
цией по охране памятников, нахо-
дящихся в учебных корпусах, ка-
федрах,
аудиториях,
создавая
культурную среду для учебно-ис-
следовательской работы.
Наиболее распространенным
живописным жанром коллекции
является пейзаж. Одна из картин
подписана: «1918. Ю. Клевер». Та-
кие пейзажи - со снежными суг-
робами, красно-закатным солнцем,
с черными проталинами воды, счи-
тались «русской экзотикой» и
пользовались успехом.
В 1871 году, когда Ю. Клеверу
был 21 год, его картину «Забро-
шенное кладбище зимой» купил в
свою коллекцию граф П. С. Стро-
ганов. На следующий год его «За-
кат» приобрела великая княжна
Мария Николаевна, президент
Академии художеств. В 1875 году
его «Запущенный парк» получил
премию Общества поощрения ху-
дожеств, в 1876 году ту же премию
получила его картина «Первый
снег на вспаханном поле» и т.д.
Признание полное. Нет ничего
удивительного, что кому-то из по-
литехников приглянулся клеве-
ровский «Зимний пейзаж».
К 1930-1940-м годам относит-
ся расцвет творчества Константи-
на Рудакова. «Портрет женщины в
профиль», выполненный им в тех-
нике акварели, пастели, белил и
графитного карандаша, является
одним из украшений коллекции
Дома ученых.
К. Рудаков много работал в
искусстве оформления книги. Ил-
люстрировал главным образом
классику: Э. Золя «Нана», Серван-
теса «Дон Кихот», Шекспира «Гам-
лет» и «Много шума из ничего».
Образ Манон Леско, напоминаю-
щий прелестный цветок на тонком
стебельке, создал К. Рудаков в ил-
люстрации к роману А. Ф. Прево
«История Манон Леско и кавале-
ра де Грие», утверждая вслед за
автором хрупкость и мучительную
силу женской красоты.
Это живописец с необычным
даром видеть живой мир, как буд-
то из театральной ложи. Реальность
в его ранних творениях, дважды
преломившись, - в искусстве лите-
ратуры и вторично на сценических
подмостках, - принимала своеоб-
разные, словно слегка размытые
образы, и здесь К. Рудакову нужна
была акварель, а не масляные крас-
ки. Кажется, занавес опустился, и
только что промелькнувшие фигу-
ры расплываются, оставляя в памя-
ти лишь текучие линии, цветовые
пятна и привкус трагикомической
призрачности жизни.
«Портрет женщины в про-
филь» - небольшая картина в тон-
ком бронзовом обрамлении - про-
изведение ярко театральное и в то
же время психологическое.
Среди живописных оригиналов
западноевропейского искусства по-
литехническая коллекция имеет
единственную картину XVII века
работы Жака Куртуа по прозвищу
Бургиньон. Подлинный XVII век!
В петербургских музеях про-
изведения Бургиньона можно уви-
деть только в Государственном
Эрмитаже и дворцах-музеях Пе-
тергофа.
Его картины высоко ценились
современниками и были непремен-
ной принадлежностью картинных
галерей Европы. В Эрмитаже нахо-
дится семь полотен этого мастера.
Среди копий с европейской
живописи выделим две: одна из них
с картины «Портрет неизвестного в
латах» работы Антониса Ван Дейка,
одного из величайших мастеров ев-
ропейской живописи XVII века.
Оригинал другой копии, нахо-
дящейся в Доме ученых, представ-
лен в экспозиции Эрмитажа: Жан
Батист Сантерр. «Молодая женщи-
на с покрывалом на голове». Сантерр
- французский художник, с 1704
года член Парижской академии.
Собрание скульптуры включа-
ет в себя всевозможные виды и
техники
исполнения:
бюсты,
скульптурные группы, мелкая пла-
стика, выполненные в бронзе, чу-
гуне, мраморе, штуке, бисквите,
дереве, папье-маше.
53
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 52 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст