Своей юной легкостью и стре-
мительностью покоряет бронзовая
«Ника на шаре». В музейной опи-
си
автором
статуэтки
назван
Э. Барри. Однако такой мастер не
обнаружен ни в одном из справоч-
ников и словарей художников. Бо-
лее точно будет перевести с фран-
цузского сохранившуюся на брон-
зе фамилию автора - Вагпаз - как
Барриа. А это известный француз-
ский скульптор (1845-1905), автор
памятников В. Гюго и В. Моцарту.
Э. Барриа является также ав-
тором
символической
группы
«Электричество». Она-то, навер-
ное, и привлекла сердце политех-
ника к этому мастеру. Динамич-
ность «Ники», ее короткая стриж-
ка, создают удивительно совре-
менный образ крылатой богини,
хорошо знающей цену лаврам и 1
2
узеи Петербурга
тяжелой борьбе, предшествовав-
шей победе.
Собрание Санкт-Петербургско-
го государственного политехничес-
кого университета может гордиться
также тремя произведениями, сде-
ланными с подлинников А. Кановы:
«Женской головкой», «Венерой» и
«Тремя грациями» из мрамора. Еще
одна копия «Венеры» с подлинника
А. Кановы находится в парке Пав-
ловского дворца. Оригиналом «Трех
граций» владеет Эрмитаж.
«Три грации» А. Кановы - ми-
фологические богини из свиты
Венеры. В белоснежном хороводе
из карарского мрамора богини
объединены жестами, позами и
струящимся между ними, словно
прозрачном, шарфом.
Антонио Канова - итальянский
скульптор, произведения которого
известны во всем мире. Современ-
ники высоко ценили талант ваяте-
ля. Скульптор был удостоен титула
маркиза и ордена золотой шпоры,
являлся президентом и почетным
членом 20 европейских академий,
в том числе и Петербургской.
Знакомясь с музейными мате-
риалами Петербургского политех-
нического университета, вспоми-
наешь высказывание Александра
Бенуа о необходимости дорожить
традициями искусства: «Будем ко-
пить искусство, а не тратить. Этот
вид бережливости приличествует
демократии. Тратить мы успеем
всегда, когда накопим так много, что
художественная красота станет в
России явлением обыденным».
Так будем же бережно хранить
культурное прошлое, без которого
не может быть будущего.
1
Васильев Ю. С. Историческая справка о Санкт-Петербургском государственном техническом университете как особо
ценном опыте культурного наследия народов Российской Федерации. СПб., 1998. С. 31.
2
Нарышкина Н. А. Загадки старинных картин. Художественная коллекция Дома ученых в Лесном / / Клио. 1998. № 2.
54
«Наш город.
Д ва
взгляда».
О выставке в Доме ученых в Лесном
Дворцовая площадь.
7 ноября 2004 года.
Фото В. Пятинина
В декабре 2004 года в Доме
ученых в Лесном открылась выс-
тавка «Наш город. Два взгляда».
В представленных на выставке
работах жизнь города показана в
двух разных, даже противополож-
ных, аспектах: на фотографиях Ва-
лерия Пятинина показаны обще-
ственные события и жизнь горо-
жан, которые включены в контекст
насущных общечеловеческих про-
блем и размышлений о поисках
смысла жизни; в графических ра-
ботах Виктора Курляндского город
с его домами, каналами, архитек-
турными памятниками существу-
ет как бы самостоятельно, незави-
симо от жизни людей, вне обыден-
ного течения времени и историчес-
ких событий.
Совмещением разных точек
зрения и разных изобразительных
средств авторы стремятся показать
противоречивость, многогранность
и многоплановость нашей жизни,
обратить внимание на то, что в буд-
ничной суете ускользает от нашего
внимания.
Выставка продлится до начала
февраля 2005 года.
Представляем две работы с
выставки.
Синий мост.
Вид на Исаакиевский собор.
Графика. В. Курляндский
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 53 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст