С
троительство и архитектура
56
было уже покинуть alma mater. Но
так просто со своими одаренными пи-
томцами она не расставалась. Еще
раньше, в октябре 1874 года, профес-
сора архитектурных классов обрати-
лись в Совет академии с просьбой о
принятии решения, которое обязыва-
ло бы А. И. Томишко связать свою
судьбу с академией. Речь шла о под-
готовке его к преподавательской дея-
тельности в качестве адъюнкта по
кафедре архитектурного искусства. И
в связи с этим - о шестилетней его
пенсионерской командировке в евро-
пейские страны.
Некоторое время молодой архи-
тектор колебался: принять или не при-
нять это предложение. Дать свое со-
гласие на профессорскую карьеру оз-
начало принять предложение о пере-
ходе на государственную службу, но
такого рода решение влекло бы за со-
бой другой, не менее важный шаг: при-
нятие российского подданства. Ибо
Устав о гражданской службе запрещал
прием на государеву службу иност-
ранных подданных.
Заманчивая профессорская карь-
ера в Императорской академии, пер-
спектива длительной учебной коман-
дировки в европейские центры высо-
кого искусства, конечно, оказались
соблазнительными.
Возвращение же в Богемию, где
родился А. И. Томишко, создавало бы
реальную возможность жить совмес-
тно с родителями в отчем доме. Не-
вольно вспоминался отец - скульп-
тор со скромными способностями и с
небольшими доходами. Мать, молча-
ливая, но ласковая и заботливая. Они
хоть и имели благоприобретенное име-
ние, но оно требовало каждодневного
внимания и работы. А когда не прояв-
лялось ни того, ни другого, то доходы
от него оказывались неприемлемо
малыми.
Рациональный А. И. Томишко
понимал, что возвращение в Богемию,
в отчее лоно, и работа там едва ли при-
несут ему необходимый материаль-
ный достаток. Тем более что свою дея-
тельность там надо начинать с нуля.
Гарантий для удовлетворения творчес-
ких амбиций там, в Богемии, никаких
не было. Поэтому А. И. Томишко ре-
шил навсегда остаться в России.
12
февраля 1875 года «австрийс-
кий подданный Антоний Томишко
принял присягу на подданство Рос-
сии в Санкт-Петербургской Управе
благочиния, в чем выдано свидетель-
ство С.Петербургским Градоначаль-
ником за № 2610 от 24 февраля
1875 года»8.
Так Антоний Иосифович Томиш-
ко, чех по национальности, принял
решение переплести свою судьбу с
судьбою русской культуры.
Около четырех с половиной лет
Томишко за рубежом России изучал
памятники архитектуры. В Венском
и Римском университетах слушал
курс лекций по архитектурному искус-
ству. В библиотеках университетов
Рима, Вены, Римской Королевской
коллегии читал монографии и учеб-
ники по строительному делу с целью
изучения «духа ренессансной эпохи».
«Имел случай заняться рассмотрени-
ем собственноручных рисунков, про-
ектов и альбомов великих архитекто-
ров: Браманте, Микеланджело, Сан-
галло, Перуцци, Рафаэла.
..»9. Он про-
являл энергичные усилия, чтобы по-
лучить разрешение на посещение стро-
ительных площадок в Вене и вклю-
чался в строительный процесс не
только в качестве наблюдателя.
В Италии А. Томишко прожил
более двух лет, кочуя из одного города
в другой и фиксируя в своих альбомах
рисунки всего того, что являлось вы-
дающимся достижением в области ар-
хитектурного искусства. Время для
нас сохранило от той поры совсем не-
много. Только 11 рисунков, выполнен-
ных в акварельной технике, из 50, сде-
ланных в Венеции, Флоренции, Риме,
Помпее и других городах Италии10.
Академический пенсионер с чув-
ством большого такта передал объем-
ные формы памятников архитектуры
эпохи итальянского Возрождения и
колорит росписей их интерьеров. Эти
рисунки мне удалось увидеть в архи-
ве музея Академии художеств в Пе-
тербурге.
Сидя за огромным столом в зда-
ний академии, я в трепетном волне-
нии раскрыл папку, где покоились эти
рисунки. Бережно перекладывая их,
любовался каждым. Внимательно, в
деталях, изучал сочетание элементов
красочного строя, например, росписи
XVI в. потолка Палаццо Вехио во
Флоренции.
В годы пенсионерства А. И. То-
мишко мечтал о своей поездке по Рос-
сии. Его манила перспектива изуче-
ния архитектурного искусства Древ-
ней Руси. Он не только лелеял эти
надежды, но и предпринимал усилия
для их реализации. Из Парижа 15 но-
ября 1878 года в письме на имя
П. Ф. Исеева он обратился с просьбой
к Совету академии определить сроки
и маршрут его поездки по России11.
Считал, что эта поездка - дело решен-
ное. Но оказалось, что на продление
еще на два года пенсионерства с це-
лью поездки по России не получено
еще соизволение государя императо-
ра. О таком соизволении А. И. То-
мишко был уведомлен 13 января 1879
года. Вместе с тем ему предлагалось
возвратиться в Петербург для отчета
Совету академии о результатах пен-
сионерской командировки в Европу.
В Россию Антоний Иосифович
возвратился в мае 1879 года и уже не
один. В богемском местечке Партуби-
це он нашел подругу, с которой 22 июля
1878 года обвенчался в приходской
церкви св. Троицы в Альзерфоршта-
те. И в Петербург приехала вся семья:
жена Анастасия-Вероника и сыновья:
Антоний-Иоганн, родившийся 7 мая
1876 года, близнецы Александр и От-
токар, появившиеся на свет 1 февра-
ля 1878 года12. В академии его ожида-
ли. И А. И. Томишко в полной мере
оправдал те ожидания. Он сразу же, с
начала учебного года, включился в
преподавание строительного искусст-
ва. Читал лекции увлекательно и
живо, демонстрируя при этом пенсио-
нерские рисунки из своих многочис-
ленных альбомов. Использовал свои
разработки по теориям сводов и же-
лезных конструкций, показывал при-
меры математических расчетов13.
А Совет академии в ноябре 1880 года
избрал А. И. Томишко «для занятия в
архитектурном классе адъюнкт-про-
фессором»14.
В сентябре 1882 года А. И. То-
мишко представил Совету академии
заявление. В нем он просил принять
решение о разделении академическо-
го курса по строительному искусст-
ву на два равнозначных: строитель-
ному искусству и строительной ме-
ханике. И Совет согласился с его
предложением15.
4
ноября 1879 года А. И. Томишко
представил Совету академии свою
главную пенсионерскую работу - про-
ект греческого храма на 3000 человек.
За тот труд, а также, как было отмече-
но, «за искусство и отличные позна-
ния в архитектуре.
.. С.Петербургская
Императорская Академия Худо-
жеств.
.. признает и почитает классно-
го художника Антония Иосифовича
Томишко своим Академиком с права-
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 55 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 57 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст