С
троительство и архитектура
58
образ раскрытого веера. От башни на
три стороны отходили в виде своеоб-
разных лучей три флигеля, создавая
впечатление именно такого веера.
В библиотеке Берлинского уни-
верситета А. И. Томишко обнаружил
сообщение Эйнели о своей архитек-
турной концепции пенитенциария.
Этот архитектор предложил объемно-
планировочную идею конструкции
тюрьмы в образе звезды, испускающей
свои лучи-флигеля во все стороны. Эта
идея, усовершенствованная францу-
зом Блуэ, была реализована в ходе
строительства пенитенциария в Гар-
ри-Галле (Филадельфия, США). На
этой основе построены тюрьмы в Ли-
оне, Милане, Пильзене и других евро-
пейских городах. Везде схема одна и
та же: в центре 8-угольная башня, от
нее отходят от 5 до 7 лучей - корпуса с
металлическими галереями вдоль
внутренних стен каждого этажа. В
свою очередь, эти галереи сообщают-
ся с себе подобными на уровне 2-го и
выше этажей башни. Тюрьмы такого
типа не имеют по внутренним кори-
дорам межэтажных перекрытий.
Такая конструкция образует со-
вершенно открытое и просматривае-
мое стражей пространство. Этот эф-
фект был назван паноптикумом25. Он
позволял из тюремной башни вести
наблюдение за любой точкой откры-
того тюремного пространства. Каж-
дый арестант находился словно на
открытой театральной сцене.
Приступив в 1882 году к разра-
ботке проекта одиночной тюрьмы для
столицы, А. И. Томишко из опыта за-
падных стран по тюрьмостроению
включил в свою концепцию не все ре-
ализованные там идеи. В нее вошли
идеи паноптикума: металлические
конструкции галерей, переходы и баш-
ня в качестве общепринятого симво-
ла тюрьмы-монастыря.
Кроме того, концепция архитек-
тора строилась на устоявшихся в пе-
нитенциарной науке положениях.
Сюда включался в качестве непре-
менного условия исправления пре-
ступника принцип покаяния в ходе
общения арестанта со всевышним
существом в обстановке одиночного
заключения. И принцип максималь-
но возможного разъединения арес-
тантов в форме молчания в процессе
общения в церкви, школе, на работе.
Для арестантов общего заключения
- непременное ночное разъединение.
Эти жесткие условия филадельфий-
ской келейной системы исполнения
наказания компенсировались в Рос-
сии довольно свободным и широким
общением арестантов с представите-
лями внетюремного мира. Следова-
тельно, в России на базе изучения
иностранного опыта установилась
индивидуальная система одиночно-
го заключения для Санкт-Петербург-
ской краткосрочной тюрьмы. Для нее
оказались чуждыми крайне жестокие,
я бы сказал, изуверские условия ис-
полнения наказания. Те самые усло-
вия, которые несла филадельфийс-
кая келейная система одиночного
заключения. Они оказывали физи-
ческое и психическое разрушитель-
ное воздействие на арестанта, ибо
последний превращался как бы в мо-
наха, а камера - в монашескую ке-
лью с запретом выхода из нее в тече-
ние всего срока заключения даже на
прогулку.
А. И. Томишко рассуждал так:
если преступник - грешник, то он дол-
жен по условиям содержания принять
на себя роль монаха-отшельника. А
камера - это келья. Следовательно,
тюремное учреждение должно соответ-
ствовать архитектурному образу мо-
настыря.
На самом деле в известной мере
такая иллюзия возникает, если смот-
реть на тюремный комплекс со сто-
роны набережной Невы. Господству-
ющей и градообразующей точкой в
районе Арсенальной набережной яв-
ляется церковь св. благ. Александра
Невского. Именно образ этого право-
славного храма, возвышающегося
над Невой флигелями, башнями, ог-
радой, кладка которых выполнена из
красного кирпича, создают впечатле-
ние монастырской суровости, даже
аскетизма. С высоты же птичьего
полета это ощущение еще более уси-
ливается видом двух мощных крес-
тов, которые образуются сочленени-
ем башен и корпусов.
Автор проекта включил в свою
концепцию этого тюремного комп-
лекса идею Креста. Если принима-
ется идея покаяния, следовательно,
спасения человека-арестанта, то
она естественным образом согласу-
ется с представлением о кресте Спа-
сителя. Отсюда вытекает образная,
объемно-пространственная концеп-
ция тюремного комплекса в форме
Креста. Но Креста греческого, пра-
вославного, четырехконечного, рав-
ностороннего.
Таким образом, этот Крест, воп-
лощенный волею архитектора в кам-
не, стал символом и средством спасе-
ния человека-преступника.
Высочайшее императорское соиз-
воление на строительство краткосроч-
ной одиночной тюрьмы в Санкт-Пе-
тербурге было получено 24 мая
1884 года.
Текст всеподданнейшего доклада,
подготовленного 16 мая, очень краток.
Учитывая его историческое значение,
мне кажется, что он достоин полной
публикации:
«На основании Высочайшего по-
веления, воспоследовавшего в 8 день
марта сего года, имеет быть приступ-
лено в текущем году к постройке крат-
косрочной тюрьмы в Выборгской ча-
сти С. Петербурга.
Составленный проект на эту по-
стройку, одобренный в техническом
отношении, всеподданнейше пред-
ставляю на Высочайшее благоусмот-
рение Вашего Императорского Вели-
чества. Граф Д. Толстой».
А затем в качестве результата это-
го доклада министр на левом поле
листа начертал собственноручно та-
кой текст: «Высочайше утверждено
24 мая в Петергофе. ГР. Толстой»27.
Тюрьму начали строить после
24 мая 1884 года. А накануне, 8 марта,
также по всеподданнейшему докладу
министра, император утвердил состав
строительного комитета по сооруже-
нию этой тюрьмы и программу ее воз-
ведения. Пункт 3 этого доклада звучит
так: «Строителем тюрьмы назначить
члена строительного комитета архи-
тектора Главного тюремного управле-
ния Академика Томишко». Строитель-
ный комитет фактически возглавил
профессор архитектуры Э. И. Шибер:
«...в ближайшем заведывании началь-
ника Главного тюремного Управле-
ния.
.. Галкина-Враского М. Н.»28.
Строительство Санкт-Петербур-
гской краткосрочной одиночной тюрь-
мы по программе, утвержденной им-
ператором, А. И. Томишко завершил
в конце декабря 1889 года. На ее возве-
дение потребовалось 5 лет и 7 меся-
цев, хотя планировали ее завершить в
пределах 5 лет. Это обстоятельство
подтверждается фрагментом отчета
Главного тюремного управления за
1890 год: «В отчете о деятельности
Главного тюремного Управления за
1889 год уже было упомянуто об окон-
чании работ по постройке новой оди-
ночной тюрьмы в С. Петербурге»29.
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 57 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 59 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст