утешествие по городу
Пильные
ветряные мельницы
на
Стрелке
Васильевского
острова
Т. А . Базарова
Неотъемлемой частью панора-
мы петровского Петербурга явля-
лись ветряные пильные мельницы.
Их появление в черте города было
вызвано насущной необходимос-
тью. С первых лет существования
растущий Петербург остро нуждал-
ся в строительных материалах для
первых домов и кораблей. Брус и
доски уже не рубили топором, как
раньше, а пилили на возведенных
по голландскому образцу водяных
и ветряных мельницах. Первые
мельницы в окрестностях Петер-
бурга появились возле тех мест, где
заготавливали лес: близ Ш лис-
сельбурга, на реках Назии, Тосне и
Ижоре. Бревна или сплавляли пло-
тами вниз по Неве, или везли во-
зами посуху. Лесопилки возника-
ли на только что отвоеванных у
шведов землях, и поэтому работа-
ли под постоянной угрозой вражес-
кого нападения. Так, в 1704 году в
ночь на 7 августа к шлиссельбургс-
кой пильной мельнице «подъезжа-
ли.
.. шведы человека с четыре кон-
ные», которые после того как кара-
ульный солдат их окликнул и выс-
трелил из фузеи, ускакали прочь1.
Надзиравший за адмиралтейс-
кими работами в 1705 году дьяк
Семен Степанов часто докладывал
из Петербурга, что неприятельские
отряды производят «в строении не
малую остановку» и работных лю-
дей в лесах «разганивают». Тревож-
ные вести поступали с берегов реки
Тосны. 10 июля 1705 года олонец-
кий комендант И. Я. Яковлев напи-
сал губернатору: «. которые работ-
ные люди были на Тосне реке и ко-
рабельные и всякие леса готовили,
ныне все от нашествия неприятель-
ских людей разбежались, а Невою
лесов гонять невозможно, и работа
остановилась, а ныне проехать не
ведаю как, и почта к нам останови-
лась, с великим бережением леса-
ми проходят»2. Перебои с достав-
кой леса грозили остановкой стро-
ительных работ в Петербурге и на
острове Котлине, поэтому еще в
апреле 1705 года Петр I приказал
вице-адмиралу К. И. Крюйсу пост-
роить к сентябрю в черте города
лесопилку, где бы она находилась в
безопасности от неприятеля3.
Ветряную мельницу решили
возвести на продуваемой ветрами
Стрелке Васильевского острова.
Однако строил ее не К. И. Крюйс,
главными задачами которого в том
году стали укрепление и оборона
Кроншлота и острова Котлина от
шведского флота. Несмотря на то,
что лесистым Васильевским ост-
ровом с 1704 года владел А. Д. Мен-
шиков, первые мельницы принад-
лежали не ему, а казне. Петербург-
ский губернатор был обязан при-
стально следить за их строитель-
ством, однако в 1705-1706 годах
А. Д. Меншиков отсутствовал в
городе, так как командовал русски-
ми войсками в Польше. Закладку
мельниц, видимо, возложили на
образованную в 1703 году Канце-
лярию городовых дел. Но и ее ру-
ководителя У. А. Сенявина не было
на невских берегах. Донесения о
петербургских делах он регулярно
посылал светлейшему князю из
Нарвы, а непосредственно за ходом
строительства мельниц, как и дру-
гих объектов, очевидно, надзирал
брат У. А. Сенявина Федор.
Первую мельницу на Стрелке
построили по чертежу одного из
многочисленных иностранных спе-
циалистов на русской службе. У.
А. Сенявин 11 июня 1705 года до-
ложил губернатору: «На Васильев-
ском острову ветреную пилную
мелницу делают толко, государь, с
трудом сыскиваем толстые брусья
по иноземческой росписи». В сен-
тябре ее строительство было почти
закончено. У. А. Сенявин написал,
что «в Санкт-Питербурхе пилная
ветреная мелница, что на Василь-
евском острову отделаетца в нояб-
ре и нутреные железные снасти все
готовы». Через месяц он снова под-
твердил, что «пилная ветреная
мелница отделаетца вскоре»4.
В 1706 году Канцелярия горо-
довых дел передала готовую мель-
ницу в ведение И. Я. Яковлева, под
надзором которого находились ко-
рабельные работы и возведение
Адмиралтейства.
В
донесении
У. А. Сенявина 14 мая 1706 года го-
ворилось, что «пильная ветреная
мелница леса к карабелному стро-
ению пилует, и велено мне ее от-
дать Ивану Яковлевичю»5. В том
году летом на пильной мельнице
работало 47 человек, и еще 10 чис-
лилось больными и нетчиками6.
Впервые она изображена на «Чер-
теже дороги от С.-Петербурга до
Выборга, сделанном для лагерного
расположения войск в ходе экспе-
диции на Выборг, сентября месяца
1706 года».
Еще не закончив работу над
первой мельницей, рядом заложи-
Чертеж дороги от С.-Петербурга
до Выборга, сделанный
для лагерного расположения
войск в ходе экспедиции на Выборг,
сентября месяца 1706 года.
Копия XIX в.
61
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 60 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 62 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст