утешествие по городу
62
ли вторую, у которой в сентябре
1705 года уже был «фундамент
срублен и опущен в землю». Но в
ходе ее строительства возникли
непредвиденные трудности. 20 ав-
густа 1706 года И. С. Топильский
доложил И. Я. Яковлеву, что из
Петербурга бежал «пильный мас-
тер Адам Вилимсом, который был
на Васильевском острову у строе-
ния новой пильной мельницы»7.
Однако, даже несмотря на бегство
мастера, к осени ее все-таки уда-
лось достроить, поскольку на пла-
не города от ноября 1706 года из
книги
Д.
А. Гурчина
«Триумф
польской музы.
..» изображены уже
две мельницы.
Возможно, через несколько лет
первая петербургская мельница по-
требовала
ремонта,
так
как
25 мая 1708 года Петр I велел
У. А. Сенявину прислать «для дела
в старой пиловальной мельнице
валу и колес» плотников, которые
работали там прежде8. В том же году
У. А. Сенявину поручили начать
строительство еще одной ветряной
пильной мельницы. Возможно, что
и она находилась на Васильевском
острове. Немецкий путешествен-
ник, посетивший Петербург в 1710-
1711 годах, писал: «На Стрелке этого
острова напротив крепости стоят
несколько маленьких домов и три
красивые новопостроенные голлан-
дские ветряные мельницы, на кото-
рых пилят преимущественно брев-
на и доски»9.
Первыми
петербургскими
мельничными мастерами стали
иностранцы. По искаженным рус-
ским произношением именам слож-
но определить их национальность.
Возможно, это были голландцы или
пленные шведы. Помимо сбежав-
шего Адама Вилимсона в адмирал-
тейских делах с 1708 года упоми-
нался иноземный «мастер на старой
пильной мельнице» Вилим Анто-
нов. Из поданной им росписи изве-
стно, что в 1708 году плотниками
на Васильевском острове на пиль-
ных мельницах трудились солдаты
полков Ф. С. Толбухина и П. И. Ос-
тровского. Судьба того мастера на-
долго оказалась связанной с новым
городом. В течение многих лет он
возводил ветряные мельницы в Пе-
тербурге и его окрестностях.
Железные детали для лесопи-
лок отливали на Петровских оло-
нецких заводах, а деревянное обо-
рудование изготавливали на мес-
те, в Петербурге. Так, 19 мая 1708
года А. С. Чоглокову на Олонец
послали государев указ изготовить
на Петровских заводах два желез-
ных вала для петербургских мель-
ниц. Через месяц Петр I распоря-
дился отправить двух плотников на
реку Тосну «в леса сыскать по пиль-
ную мельницу на крылья 4 бревна,
200 колов еловых на решетины к
крыльям»10.
Ветряные мельницы на много
метров возвышались над деревян-
ными избами, составлявшими ос-
новную застройку раннего Петер-
бурга, и были видны во всех его
концах. Неподалеку выстроили
лесные амбары, кузницы и казар-
мы работных людей. Во внутрен-
нем помещении («амбаре») мель-
ницы со скрипом и скрежетом кру-
тился огромный железный или ду-
бовый вал, на котором были зак-
реплены колеса-шестерни. К верх-
ней части вала при помощи одной
из шестерен прикрепляли горизон-
тальное бревно, на которое насажи-
вали обтянутые белой парусиной
решетчатые крылья мельниц11.
Прочные полотна трепетали и би-
лись на всегда холодном невском
ветру. Мощные шестерни приводи-
ли в движение закрепленные на
рамах острые пилы, из-под кото-
рых выходили так необходимые
Ветряные мельницы.
Гравюра Алексея Рудакова.
Середина XVIII в.
План крепости, города и
местоположения С.-Петербурга
(«Палибина гравюра»).
Начало 1717 г. Фрагмент
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 61 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 63 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст