П»
ригороды
66
са в 1950-1990-е годы, несмотря на
протесты общественности. Архи-
тектурно-этнографические потери
мирного времени превзошли раз-
рушения военной поры!
Свой
первый
генеральный
план, разработанный архитектором
И. Лемом и утвержденный Екате-
риной II, город Ораниенбаум по-
лучил 16 января 1784 года7. К кон-
цу XVIII века сформировалась
прямоугольная сетка улиц Нижней
(приморской) части города и на-
чала складываться аналогичная
система скрещивающихся под пря-
мыми углами улиц Верхней (нагор-
ной) части. Главная магистраль,
Большая улица (с 1869 года -
Дворцовый пр.)8, представляла со-
бой спрямленную Копорскую до-
рогу, идущую вдоль подошвы при-
брежной возвышенности.
Главная городская площадь в
соответствии с планом И. Лема
должна была располагаться в На-
горной части на Иликовской доро-
ге, рядом с переданными тогда же
городу бывшими Дворцовыми ко-
нюшнями постройки архитектора
Ф.-Б. Растрелли (в наше время,
напротив, возникла настоятельная
необходимость возвращения это-
го исторического здания в состав
государственного музея-заповед-
ника). По периметру города плани-
ровались карантинный вал и ров.
Но в связи с утратой интереса им-
ператрицы к той резиденции ни
одна градостроительная идея пла-
на не была реализована.
В первой половине XIX века
строительство общественных и ча-
стных зданий велось в соответ-
ствии с образцовыми проектами
архитекторов «Комиссии о строе-
нии»: В. П. Стасова, Л. Руска,
А. А. Михайлова 2-го, И. И. Шар-
леманя 1-го, А. И. Мельникова и
других.
Во
второй
половине
XIX века много сделали для улуч-
шения вида города академики ар-
хитектуры отец и сын Прейсы: Ге-
оргий Андреевич и Константин Ге-
оргиевич; первый из них был архи-
тектором двора великих княгинь
Елены Павловны и Екатерины Ми-
хайловны. С середины XIX века
наличие резиденции, приморское
положение, железная дорога и при-
сутствие гарнизона стимулировали
широкое дачное строительство в
Ораниенбауме и его окрестностях.
А со строительством вокзала по-
явилась единственная привокзаль-
ная площадь (в довоенные 1930-е
годы превращенная в «очередное»
братское кладбище). Ближнее во-
сточное предместье Ораниенбаума
- Мартышкино из рыбацкой дере-
вушки к концу XIX века выросло в
село с церковью.
В 1864 году в Ораниенбауме
числилось 3729 жителей9.
Торговля в середине XIX века
была мала по объему, так как купе-
чество
занималось
преимуще-
ственно казенными подрядами и
торговлей в Санкт-Петербурге.
Ярмарок и базаров не было. Ж и-
тели города занимались преимуще-
ственно огородничеством, бедней-
шие - рыбной ловлей в заливе, но
особенную выгоду имели от сдачи
внаем своих домов на летнее вре-
мя петербуржцам и кронштадтцам.
Из достопримечательностей
городской архитектуры XIX века
до наших дней сохранились с боль-
шими утратами: семь одноэтажных
деревянных казарменных зданий в
Троицкой
(Красной)
слободе
(1822 год, архитектор В. П. Ста-
сов);
бывший
дом
Почтового
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 65 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 67 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст