П»
ригороды
68
кович (лето 1890 года в Кронколо-
нии), цикл рассказов «Современ-
ные портреты»; И. И. Панаев вмес-
те с Н. А. Некрасовым снимали в
Мартышкине на протяжении 1854-
1859 годов приморскую дачу с пар-
ком (дом не сохранился), где соби-
рались также сотрудничавшие в
журнале «Современник» литерато-
ры; Некрасов написал здесь стихот-
ворения «14 июня 1854 года», «Не-
сжатая полоса», «Забытая деревня»,
«Тишина», «Поэт и гражданин».
Известные художники созда-
вали в Ораниенбауме свои полот-
на: О. А. Кипренский (зарисовки
раннего периода); А. К. Саврасов
(«Вид в окрестностях Ораниенба-
ума» и «Морской берег в окрест-
ностях Ораниенбаума», 1854);
И. И. Шишкин («Мордвиновские
дубы» и «В лесу графини Морд-
виновой», 1891); А. Н. Бенуа,
К. А. Сомов, М. В. Добужинский
(многочисленные работы рубежа
XIX и XX веков).
В
Ораниенбауме
находи-
ли
вдохновение
композиторы:
A. Н. Серов, Ц. А. Кюи (заканчивал
оперу «Сарацин» летом 1898 года в
Мордвиновке); М. П. Мусоргский
(сочинял последние сцены из опер
«Хованщина» и «Сорочинская яр-
марка» летом 1880 года); С. М. Ля-
пунов
(первое
исполнение
в
Ораниенбаумском курзале «Тор-
жественной
увертюры»
летом
1896 года) и другие.
Здесь работали и жили ученые
разных специальностей, например,
гидрографы
Г.
А.
Сарычев
и
Ф. Ф. Шуберт, географы Ю. М. Шо-
кальский и Н. Н. Миклухо-Маклай,
электротехник
Г.
О.
Графтио,
химик Д. И. Менделеев, зоолог
Ф. Ф. Брандт, хирург Н. И. Пиро-
гов, конструкторы и оружейники
С. И. Мосин, Н. М. Филатов,
B. Г. Федоров, В. А. Дегтярев,
Ф. В. Токарев, военные историки
М. И. Богданович и будущий воен-
ный министр граф Д. А. Милютин,
золотопромышленник В. Н. Латкин.
В Ораниенбауме родились не-
сколько известных в будущем де-
ятелей русской и мировой культу-
ры: архитектор А. И. Мельников
(1784-1854), писатели Н. А. Руба-
кин (1862-1946) и О. А. Шапир-
Кислякова (1850-1916), генерал
герцог М. Г. Мекленбург-Стрелиц-
кий (1863-1934), композиторы
И. Ф. Стравинский (1882-1971) и
Н. Р. Кочетов (1864-1926), уче-
ный-биолог А. П. Римский-Корса-
ков (1897-1942), искусствовед-
египтолог М. Э. Матье (1899-
1966), хирург-гематолог А. Н. Фи-
латов (1902-1974).
Из технических достижений и
новшеств XIX века в Ораниенбауме
следует отметить: поддержание в
рабочем состоянии прорытого еще
при А. Д. Меншикове в 1719 году
Дворцового, или Морского, канала
для маломерных ботов (шириной
10 м, глубиной 3 м при общей длине
до 1,5 км), имевшего три небольшие
пристани, сложную систему берего-
вых укреплений, - по этому каналу
в сторону Кронштадта до середины
XIX
века
перевозили
свыше
40 тыс. человек в год; телеграфная
оптическая
линия
Петербург-
Стрельна-Петергоф-Ораниенба-
ум-Кронштадт, организованная в
1834 году инженером Шато.
В ряду замечательных собы-
тий, связанных с Ораниенбаумом,
следует отметить передвижение в
1830-1840-х годах по Ораниенба-
умскому почтовому тракту паро-
вого автомобиля («сухопутного
паровоза») изобретателя В. П. Гу-
рьева; 1838-1860 годах - испыта-
ния физиком Б. С. Якоби элект-
рических мин в водах Ораниенба-
ума; эксплуатация с 1862 года
кронштадтским судовладельцем
М. О. Бритневым первого в мире
ледокола
«Пайлот»;
7
июня
1864 года завершение прокладки по
инициативе
банкира
барона
А. Л. Штиглица в два пути линии
железной дороги Петербург-Пе-
тергоф-Ораниенбаум с выемкой
большой массы грунта на возвы-
шенной местности в районе Мар-
тышкина (сохранились рукотвор-
ные «валы») и насыпкой земли в
низменной прибрежной части го-
рода (проект инженера Г. И. Роз-
митальского); 1887-1889 годы -
сооружение товариществом Ора-
ниенбаумского пароходства судо-
ходного Городского (Шлюпочно-
го) канала длиной 1,5 км от Зим-
ней пристани на Кронштадт по дуге
к железнодорожному вокзалу -
шириной до 32 м, глубиной 2,5 м; в
конце XIX - начале XX века - обу-
стройство
купцом
Сидоровым
третьего канала с пристанью в вос-
точной части порта Ораниенбаума.
Наиболее памятной для исто-
рии научно-технической и военной
мысли в России являлась Орани-
енбаумская офицерская стрелковая
школа - военное учебное заведение,
повышавшее стрелковое образова-
ние как специализацию офицеров
(капитанов сухопутных войск и
гвардии), готовившихся стать ко-
мандирами батальонов; крупней-
ший центр по разработке стрелко-
вого оружия в России12. Организо-
ванная в 1882 году на базе Учебного
пехотного батальона, она размеща-
лась в комплексе зданий бывшего
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 67 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 69 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст