Н
еизвестное об известном
А . Ф. В екслер
орсКая фелеЗшя
д(фо \
от рофденш
до
гибели
До осени 1924 года горожанин,
чтобы выбраться в Сестрорецк, мог
воспользоваться Приморской же-
лезной дорогой, начинавшейся на
правом берегу Большой Невки, на
Новодеревенской набережной, 17.
Начало этой дороге положило пред-
ложение отставного поручика ин-
женера-механика П. А. Авенариуса
(1843-1909), сделанное городской
думе в 1885 году, о сооружении кон-
но-железной дороги по северо-во-
сточному берегу Финского залива
для перевозки грузов и пассажиров
(Положение о постройке дороги,
утверждено
МВД
30
января
1890 года, предусматривало воз-
можность применения на ней меха-
нической тяги)1. Петр Александро-
вич - человек в Питере заметный,
гласный городской управы, дирек-
тор-распорядитель правления Не-
вской пригородной конно-желез-
ной дороги2. Предложение Авена-
риуса, исполненное по всем прави-
лам, с техническим обоснованием,
финансовыми гарантиями, расчета-
ми пути, долго ходило между раз-
личными службами министерств,
думы и земства. Причина тому
была, собственно, не в тех бумагах:
хорошо помнилась еще история
банкротства и закрытия Общества
Сестрорецкой железной дороги,
были опасения и по поводу строи-
тельства новой дороги.
П. А. Авенариусу история дея-
тельности того общества была из-
вестна хорошо. Основал его в 1873
году сестрорецкий житель Михаил
Иванович Миллер3. Ветка от стан-
ции Белоостров Финляндской же-
лезной дороги до Сестрорецка, как
и порт в Сестрорецкой бухте, про-
ектировались Министерством пу-
тей сообщения с 1870 года «для
приставания.
.. и разгрузки больше-
мерных морских судов, которые
приходят в Петербург с каменным
углем (в виде балласта) и предназ-
наченных для отправления нашего
малоценного экспорта, т.е. зер-
на(!)»4. Дело в том, что МПС в то
время занималось работами по уг-
лублению Морского канала до
18 футов (5,5 метра) для провода
большегрузных судов в Петербург-
ский морской порт на Гутуевском
острове. Для изучения вопроса о
дноуглубительных работах была
создана комиссия при Комитете
министров России, в которой уча-
ствовали представители всех заин-
тересованных министерств. «Учре-
дители Общества Сестрорецкой
железной дороги, - писал далее
Схема Приморской железной дороги (левая часть)
Схема Приморской железной дороги (правая часть)
1910. Картографическое заведение Э. Х. Брандта
7
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 6 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст