локада Петербурга
с детской безнадзорностью». На
основании того постановления
Ленгорисполком от 13 февраля
1942 года принял решение «Об уст-
ройстве детей, оставшихся без по-
печения родителей», которым обя-
зал председателей исполкомов рай-
советов до 25 февраля в каждом
районе города создать детские при-
емники-распределители
НКВД
на 100-150 коек84.
Для руководства и контроля за
их деятельностью при Управлении
исправительно-трудовых лагерей и
колоний УНКВД ЛО было орга-
низовано специальное отделение, а
при управлении милиции Ленинг-
рада с 3 марта 1942 года был со-
здан справочно-адресный стол85.
Уже в феврале 1942 года в каждом
районе города были организованы
детские приемники-распределите-
ли УНКВД. Со дня открытия их
по июнь 1942 года они приняли
15 000 детей, а до конца года через
них прошло 26 250 человек. Детс-
кие приемники-распределители
были также укомплектованы педа-
гогическими,
медицинскими и
техническими работниками, обес-
печивались необходимым инвен-
тарем и посудой86.
Количество беспризорных и
безнадзорных детей в городе, как и
в стране в целом продолжало рас-
ти. Поэтому НКВД СССР разре-
шил повсеместно за счет местного
бюджета с 22 сентября 1942 года
открыть детские комнаты милиции
и вводить в них штатные должнос-
ти инспектора и его помощника.
НКВД СССР неоднократно
обращал внимание руководителей
на местах на улучшение работы с
детьми, оставшимися без родите-
лей. В приказе НКВД СССР от
7 февраля 1943 года «О мерах по
усилению борьбы с детской беспри-
зорностью» перед УНКВД Ленин-
градской области ставились задачи
обеспечения выявления и изъятия
беспризорных и безнадзорных де-
тей, организуя систематические
обходы мест их возможного пребы-
вания, возобновления при отделе-
ниях милиции работу детских ком-
нат, обеспечив в них необходимый
санитарный минимум. Содержание
задержанных детей вместе со взрос-
лыми запрещалось. Также ставилась
задача обеспечения тщательной
фильтрации задержанных детей, а
тех из них, кто не имел родителей,
направлять в ближайшие детские
приемники-распределители87.
Транспортным
отделениям
НКВД Октябрьской железной до-
роги было предложено силами же-
лезнодорожной милиции органи-
зовать выявление и изъятие беспри-
зорных и безнадзорных детей на вок-
залах, провести сплошную провер-
ку вагонных парков и других желез-
нодорожных сооружений, а также
проверку поездов. Все задержанные
дети после проверки подлежали на-
правлению в детские приемники-
распределители НКВД88.
Циркуляром УНКВД ЛО № 21
от 20 июня 1943 года ответствен-
ность за борьбу с детской беспри-
зорностью и безнадзорностью, уст-
ройство детей, оставшихся без ро-
дителей, возлагалась лично на на-
чальников
районных
отделов
НКВД ЛО.
Следует особо отметить, что во
всех приказах и циркулярах по воп-
росам борьбы с безнадзорностью
детей подчеркивалась необходи-
мость заботливого отношения к ним.
21
августа 1943 года на основа-
нии
приказа
НКВД
СССР
№ 001286 при Ленинградском об-
ластном управлении внутренних
дел был создан отдел по борьбе с
детской беспризорностью и безнад-
зорностью в составе 13 сотрудни-
ков89. На него возлагалась задача
разработки мероприятий, направ-
ленных на ликвидацию беспризор-
щины и безнадзорщины, руковод-
ство всеми структурными подраз-
делениями, которые занимались
этой важнейшей проблемой90.
Уже летом 1942 года начался
обратный приток детей-подрост-
ков из-за Ладожского озера. Все
они немедленно попадали в прием-
ники-распределители. После над-
лежащего осмотра и карантина
дети от 14 лет направлялись непос-
редственно на производство или в
ремесленные училища, а дети млад-
ших возрастов возвращались в
детские дома.
Органы милиции задерживали
всех детей, находившихся на ули-
це без родителей после 21 часа. На
рынки выделялись специальные
патрули, создавались пикеты при
отделениях милиции из молодеж-
ного актива91. В условиях нехват-
ки приемников-распределителей
органы милиции были вынуждены
оперативно решать вопросы эваку-
ации детей. Эта работа находилась
под постоянным контролем и вли-
янием партийных, советских орга-
нов власти и общественности.
О масштабах деятельности под-
разделений УНКВД Ленинграда и
Ленинградской области, непосред-
ственно боровшихся с беспризор-
ностью и безнадзорностью, говорят
следующие данные: за 1944 год с
улиц и других общественных мест
города и области органами внутрен-
них дел было изъято 66 629 беспри-
зорных и безнадзорных детей92.
Руководство НКВД осуществ-
ляло постоянный контроль за дея-
тельностью
тех
специальных
служб, на которые возлагались за-
дачи выявления беспризорных не-
совершеннолетних и устройства
их в приемники-распределители.
На инспекторов Об ДББ УНКВД
ЛО также возлагалась и задача
проверки детских учреждений го-
роно, управления трудовых резер-
вов. На основании тех проверок
Ленгорисполком принимал специ-
альные решения. Так, 19 октября
1944 года в соответствии с реше-
нием горисполкома № 125/5 «О
мерах по предупреждению детской
беспризорности и безнадзорности
и улучшению обслуживания де-
тей» во всех районах города были
определены конкретные меры по
созданию необходимых условий
для выявленных детей, оставших-
ся без родителей93.
До сегодняшнего дня вопрос о
принадлежности детских приемни-
ков-распределителей остается не-
разрешенным. Вполне понятно, что
в условиях войны, опираясь на опыт
ВЧК и ОГПУ в борьбе с беспризор-
ностью и безнадзорностью, это важ-
ное направление социально-право-
вой защиты подростков нашло свое
закрепление в системе НКВД.
Представляет интерес и воп-
рос, касающийся правового регу-
лирования отношений государства
с гражданами, привлеченными к
уголовной ответственности. Уже 4,
7 и 10 июля 1941 года из тюрем
досрочно освободились те гражда-
не, которые были осуждены по
Указам Президиума Верховного
Совета СССР от 26 апреля и от
10 августа 1940 года (за прогулы,
отказ от работы и невыход на ра-
боту, за мелкие кражи с производ-
ства и др.), а также осужденные за
бытовые и служебные маловажные
75
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 74 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 76 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст