етербургскому учителю
78
значению в 1900 году членом Уче-
ного комитета Министерства народ-
ного просвещения по техническому
и профессиональному образова-
нию. Она участвовала в трудах по
составлению «Словаря русского
языка» в Императорской академии
наук. Ее фундаментальный двух-
томный труд «Русское кружево и
русские кружевницы» был удосто-
ен Императорской академией наук
премии митрополита Макария. Пе-
речень печатных трудов Софьи
Александровны содержит 33 наи-
менования.
Ее практическая деятельность
была оценена министром государ-
ственных имуществ М. Н. Остро-
вским, и она была приглашена в
члены Комитета по исследованию
кустарной промышленности в Им-
перии. В 1886 году Софья Алексан-
дровна участвовала в устройстве
Всероссийской
промышленной
выставки в Нижнем Новгороде. В
1889 году на Международном про-
мышленном конгрессе в Париже
Софья Александровна представля-
ла Россию и была удостоена зва-
ния
«Officier
de
l’Instruction
publique» и ордена, присвоенного
этому званию. В 1893 году она по-
лучила звание почетного члена
Совета конгресса женского труда
в Чикаго. На многих русских кус-
тарных выставках она состояла эк-
спертом и неоднократно председа-
тельствовала в комиссиях тех вы-
ставок2. Такая творческая самоот-
дача этой талантливой и беззавет-
но преданной делу женщины мог-
ла быть вдохновляема только теми
высокими
целями,
которыми
жило русское общество во второй
половине XIX века. Мы указали на
обширный круг деятельности, ко-
торым занималась Софья Алексан-
дровна. Но главным своим делом
она считала организацию практи-
ческой школы кружевниц, ей она
отдала 32 года своей жизни.
О Мариинской практической
школе кружевниц мы будем гово-
рить особо.
Объездив для ознакомления с
кружевным промыслом 12 губер-
ний России и проехав более 15 000
верст, ознакомившись с производ-
ством венецианских кружев в Ита-
лии и постановкой кружевного дела
в Европе3, С. А. Давыдова убеди-
лась в том, что кружевницы наши
страдают отсутствием правильной
подготовки, то есть технического
образования, вкуса, хорошего ис-
полнения работ; кружевному про-
мыслу же недостает необходимых
материалов, разумно выработанной
организации и правильного руко-
водства. Необходимо было создать
центр для улучшения кружевной
работы и образования более искус-
ных мастериц. Таким центром мог-
ла быть только школа, устроенная в
столице, где были все средства для
достижения цели. Кроме того, при
организации школы надо было вы-
работать такие приемы, чтобы про-
винциальные мастерицы видели в
них какие-то заманчивые стороны
лично для себя, иначе крестьянские
девушки не поняли бы своей выго-
ды и от предлагаемой помощи от-
казались бы.
Цель, которую ставила перед
собой школа, заключалась в том,
чтобы помочь мастерицам из внут-
ренних губерний России совер-
шенствоваться в технических при-
емах их ремесла, образовать свой
вкус и упражняться в рисовании
кружевных узоров и составления
сколков. По возвращении на роди-
ну ученицы обязаны были обучать
своих односельчанок приемам пле-
тения и распространять среди них
новые образцы кружев. Во время
пребывания в школе ученицы
пользовались готовой квартирой,
полным содержанием, и, сверх
того, каждая из них получала по
50 руб. в год (средний заработок
кружевницы в провинции за год)
для личных своих расходов. Путе-
вые расходы с места жительства
мастериц до Петербурга и обратно
должны были осуществляться за
счет школы. В школу принимались
взрослые мастерицы на срок от од-
ного до двух лет. С таким планом
устройства школы С. А. Давыдова
обратилась к баронессе Э. Ф. Ра-
ден, на которую были возложены
поручения, касавшиеся женских
заведений ведомства императри-
цы Марии, и при содействии ми-
нистра финансов Н. Х. Бунге и ди-
ректора Технологического инсти-
тута Н. П. Ильина были окончатель-
но разработаны правила для шко-
лы кружевниц, утвержденные за-
тем министром. Согласно тем пра-
вилам, школа находилась в ведом-
стве Министерства финансов по
департаменту торговли и мануфак-
туры, а затем Министерства тор-
говли и промышленности, и управ-
лялась попечительным комитетом,
состоявшим из председательницы,
ее помощницы и члена от мини-
стерства4. В попечительном коми-
тете в разное время работали ба-
ронесса Э. Ф. Раден, Е. А. Нарыш-
кина,
кн.
М.
А.
Ш аховская,
Н. А.Огарева, Е. Н. Половцова5.
Первое время число учениц огра-
ничивалось 4 -6 лицами, к 1908
году их число увеличилось до 40
учениц. В целом за 25 лет (с 1883
по 1908 год) в школу были приня-
ты 834 ученицы. С 1890 года в шко-
ле начали преподавать ковроделие
и вышивку. До 1901 года школу
возглавляла
опытный
педагог
Е. Е. Новосильцева6, а с 1908 года
- Е. Н. Воробьева7. С. А. Давыдова
была вначале помощницей предсе-
дательницы попечительного коми-
тета, а затем вплоть до 1915 года
бессменной председательницей.
Финансирование школы, особенно
после 1908 года, шло неровно, ре-
зультатом чего была смена адресов.
Первоначально Мариинская шко-
ла располагалась на Кирочной ули-
це, д. 8, затем на Знаменской ул.,
д.18, на Невском пр., д. 1478 и, на-
конец, на Старорусской ул., д. 59.
Программа занятий была рас-
считана на 3 года и подразделялась
на практические занятия рукоде-
лием в размере 42 часов по кружев-
ному делу, вышивальному делу,
ткацкому и ковровому делу, а так-
же занятиям по рисованию и чер-
чению, из них рисование - 4 часа в
неделю, черчение - 2 часа в неде-
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 77 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 79 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст