етербургскому учителю
лю, кружевницы обучались грамо-
те и Закону Божьему - 6 часов в
неделю10. В качестве преподавате-
лей попечительный комитет при-
глашал высоких профессионалов.
Так, уроки технического рисования
вел архитектор И. А. Геленбек, пре-
подававший рисование в школе
барона А. Л. Штиглица. Для обу-
чения изготовлению сколков была
приглашена лучшая из мастериц
города Ельца Орловской губернии
А. К. Коватева. По мере обучения
ученицы осваивали материал на-
столько хорошо, что попечитель-
ный комитет счел возможным от-
крыть платные курсы для всех же-
лавших,
где кружевоплетению
обучали сами ученицы школы. Об
успехах школы можно судить по
перечню наград на выставках, в ко-
торых принимала участие школа:
1885 год - ремесленная выставка в
Петербурге, 1888 год - Междуна-
родная выставка к Копенгагене,
1893 год - Колумбова выставка в
Чикаго, 1894 год - Международ-
ная выставка в Антверпене, 1896
год - Всероссийская выставка в
Нижнем Новгороде, 1897 год -
Международная выставка в Ант-
верпене, 1900 год - Всемирная вы-
ставка в Париже, 1901 год - выс-
тавка в Глазго, 1902 год - Всерос-
сийская кустарная выставка в Пе-
тербурге11.
Такие поразительные успехи
можно объяснить как профессио-
нально и тщательно продуманной
программой, приноровленной к
составу учащихся, так и богатым
материалом, составлявшим тща-
тельно подобранные, ценные кол-
лекции кружев и книг, хранивших-
ся в библиотеке кустарного музея
и в библиотеке Мариинской шко-
лы. Как писала С. А. Давыдова, в
школе существовали три типа кол-
лекции кружев12. Одна из них была
составлена самой С. А. Давыдовой
во время ее путешествий по губер-
ниям и пожертвована ею школе.
Другая составлялась постепенно из
образцов кружев различного вре-
мени, которые покупались попечи-
тельным комитетом и пополнялись
снимками со старинных кружев и
образцов, предлагавшихся школе
во временное пользование лицами,
сочувственно относившимися к
деятельности школы. Третья кол-
лекция, также постоянно попол-
нявшаяся, состояла из фотогра-
фий, частью сделанных самой
С. А. Давыдовой, частью приобре-
тенных у И. Ф. Барщевского.
Помимо практической дея-
тельности руководство школы
вело и исследовательские поиски.
С. А. Давыдова и Е. Е. Новосиль-
цева по настоянию В. В. Стасова
предприняли попытку воспроизве-
сти технику «старинных кружев из
Египта», но, к сожалению, безус-
пешно13. Попутно отметим, что в
2002 году сотрудница нашего му-
зея Н. А. Абушенко сумела воспро-
извести копию коптской шапочки,
внеся тем самым существенную
поправку в дату создания первых
плетеных кружев14.
Безусловно, наиболее плодо-
творный период существования
Мариинской школы приходится на
период до 1915 года, когда попечи-
тельный
комитет
возглавляла
С. А. Давыдова. Она не только сде-
лала школу мощной базой подго-
товки квалифицированных кру-
жевниц для промыслов, но и спо-
собствовала открытию кружевных
школ под руководством членов по-
печительского
комитета.
Так,
Н. А. Огарева открыла собствен-
ную кружевную школу в Елецком
уезде
Орловской
губернии,
Е. Н. Половцова открыла три шко-
лы и мастерские в Скопинском уез-
де Рязанской губернии, в 1893 году
была открыта кружевная школа в
слободке Кукарка Яранского уез-
да Вятской губернии. Уроженка
Вологды Ю. П. Шипова (Бараева)
училась, затем работала в Мариин-
ской школе, а после Октябрьской
революции вернулась в Вологду и
в 1928 году стала организатором и
руководителем кружевной школы
в Вологде. На базе перечисленных
школ уже в советское время про-
должало существовать и разви-
ваться кружевное дело15.
К сожалению, после смерти
С. А. Давыдовой, последовавшей
в апреле 1915 года, члены попечи-
тельного комитета не смогли сохра-
нить традиции школы, заложенные
С. А. Давыдовой, ее беззаветное и
бескорыстное служение делу. Со-
хранилась докладная записка ми-
нистру торговли и промышленно-
сти от начальницы Мариинской
практической школы Е. Н. Воро-
бьевой, в которой она жаловалась
на недопустимую обстановку, со-
зданную Н. А. Огаревой, Е. Н. По-
ловцовой и другими16. Очевидно,
следствием неурядиц явилось то,
что в 1917 году школу приняла до-
селе
никому
не
известная
М. С. Орлова и по совершенно аб-
сурдно сформулированной причи-
не («ввиду предполагаемой эваку-
ации Петрограда») перевела ее в
свое имение в Бахметьевскую во-
лость Рязанской губернии17.
В настоящий момент сотрудни-
ки нашего музея ведут поиски того,
что могло сохраниться от богатей-
шего материала, собранного на про-
тяжении 32 лет теми, кто самоот-
верженно и бескорыстно служил
своему долгу, чтобы вновь сделать
его достоянием общественности.
Юбилей - это всегда повод по-
говорить не только о прошлом, но и
осмыслить значимость события в
настоящем. Мы ценим заслуги Ма-
риинской практической школы
кружевниц в деле становления про-
фессионального кружевоплетения в
России. Ведь именно благодаря
ученицам Мариинской школы пос-
ле присуждения Grand-prix на Все-
мирной выставке в Париже в 1900
году «за выдающуюся красоту ста-
ринного рисунка, превосходную
работу и усовершенствование жен-
ского народного труда» кружева
России вошли в общую историю
культуры и утвердились под назва-
нием «русское кружево»18.
Необычайной популярностью
и, не побоимся этого слова, любо-
вью пользовалось плетеное круже-
во в дореволюционной России.
Кружевоплетение на коклюшках
как вид женских промыслов зани-
мало к началу 1913 года ведущее
место в кустарной промышленнос-
ти России. Свыше ста тысяч кру-
жевниц в 17 губерниях плели кру-
жева на продажу как внутри стра-
ны, так и за рубеж19. Не меньшее
число плело их для себя. Употреб-
ление кружев местного производ-
ства в России было чрезвычайно
распространено, особенно в купе-
ческой, мещанской и крестьянской
среде. Ими же украшали церковное
облачение и принадлежности цер-
ковной службы. После 1917 года
среда, в которой «жило» кружево,
практически исчезла, а с ней исчез-
ло и повсеместное его производство.
Изготовление кружев сосредоточи-
лось в четырех наиболее крупных
местах, где ранее были центры кру-
жевоплетения: Вологда, Елец, Ки-
79
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 78 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 80 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст