ров (Вятка) и Рязань и где, случа-
лось, работали выпускницы Мари-
инской школы. Мы не будем ана-
лизировать сейчас состояние кру-
жевоплетения в советское время.
Отметим только, что плетение на
коклюшках - это творческий про-
цесс и ему не нужны регламент и
норма, а именно жесткому плану,
установленному Министерством
легкой промышленности, было под-
чинено кружевное производство. И
хотя в объединениях работали пре-
красные художники, в огромных
залах-цехах с пластиковыми пола-
ми было мало кружевниц. Звон их
коклюшек гас в пугающей пустоте20.
Современное состояние кружевно-
го дела в крупнейшем центре - в
Вологде описано в «Российской га-
зете», учредителем которой явля-
ется правительство Российской
Федерации21. В статье говорится о
том, что сейчас кружева в Вологде
плетут не более пятисот мастериц,
из них пятая часть - заключенные
местной женской колонии.
Но не будем мрачно смотреть
на жизнь. Такое прекрасное дело
рук человеческих, как кружевоп-
летение, не может погибнуть. И
примеров тому достаточно. Что
заставляет, например, женщин в
странах с высокоразвитой цивили-
зацией с таким упорством овладе-
вать плетением кружев? А ведь
именно этим заняты более десяти 1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
етербургскому учителю
тысяч кружевниц-любительниц в
Великобритании. Одна из авторов
статьи имела счастье в 1993 и 1994
годах убедиться в этом, когда ее
как преподавателя пригласили в
Южный Уэлс для ознакомления
местных кружевниц с особеннос-
тями плетения русского кружева.
В процессе общения выяснилось,
что занятие кружевоплетением не
простая дань моде, а следствие кон-
кретных рекомендаций специали-
стов-медиков, которые считают,
что благодаря задействованной в
процессе создания кружев мелкой
моторике у детей развивается пре-
красное пространственное мышле-
ние, а у пожилых людей снижает-
ся прогрессирование склероза. Со-
автор этой статьи, Н. А. Абушенко,
почти десять лет ведет занятия в
детском доме с детьми олигофре-
нами в стадии дебильности и на-
копила убедительный материал,
чтобы говорить о том, что занятие
кружевоплетением способствует
реабилитации детей с проблемами
в развитии. Доказательством тому
служат многочисленные награды,
получаемые детьми на выставках
и фестивалях. Почему бы не ввес-
ти занятия кружевоплетением в
уроки труда в обычных школах,
причем именно в начальных клас-
сах, как это делают в Великобри-
тании, для развития у детей про-
странственного мышления?
Второй аспект повышенного
интереса к кружеву за границей -
это историческая сторона вопроса.
Как известно, считается, что кру-
жевоплетение - это плод мастеров
XV-XVI веков. Однако опублико-
вание данных о найденных плете-
ных изделиях, объединенных под
общим названием sprang22, застав-
ляет специалистов говорить о бо-
лее раннем времени изготовления
плетеного кружева.
Уместно вспомнить и еще об
одном понятии - «численное кру-
жево», широко известном в Рос-
сии и совсем не известном в Евро-
пе. К его истории проявляет инте-
рес отдел восточных славян Рос-
сийского этнографического музея.
Работа Музея истории про-
фессионального образования в
этих двух направлениях повысила
бы интерес общественности к кру-
жевоплетению и дала бы новый
импульс к его развитию. Тем са-
мым мы бы продолжили то заме-
чательное дело, которое с таким
успехом начали наши соотече-
ственники - С. А. Давыдова и
В. В. Стасов - более 120 лет назад.
Сотрудники музея обращаются
к читателям с просьбой допол-
нить материал этой статьи
своими личными сведениями,
которые, мы надеемся, существу-
ют еще среди петербуржцев.
1
Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983. С. 8, 69.
2
Незабвенному В. В. Стасову: Сб. воспоминаний. СПб., 1906. С. 85-89, 99, 120.
3 Там же. С. 86.
4 Давыдова С. А. Русское кружево и русские кружевницы. СПб., 1892. С. 141.
5 Сорокина М. А. С. А. Давыдова и Мариинская практическая школа кружевниц. СПб., 2002. С. 147.
6 Мариинская практическая школа кружевниц: Крат. ист. очерк и указ. юбил. выставок 1883-1908. СПб., 1908.
7 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 395. Оп. 1. Д. 2677. Л. 140.
8 Мариинская практическая школа кружевниц.
9 РГИА. Ф. 395. Оп. 1. Д. 2677, год 1915.
10 Там же. Л. 135.
11 Мариинская практическая школа кружевниц.
12 Давыдова С. А. Указ. соч. С. 142.
13 Письмо Е. Е. Новосильцевой к В. Г. фон-Боку / / Архив Государственного Эрмитажа. Оп. V, 1886 г. Д. 36. Св. 27. № 12. С. 16.
14 Абушенко Н. А. История коптской шапочки: Каталог выставки XXI Междунар. фестиваля «Спорт и творчество», апр. 2003 г.
15 Сорокина М. А. Указ. соч. С. 147.
16 РГИА. Ф. 395. Оп. 1. Д. 2677. Л. 140.
17 Государственный архив Рязанской области. Ф. Р-960. Оп. 1. Д. 6. Л. 3.
18 Мариинская практическая школа кружевниц.
19 Фалеева В. А. Указ. соч. С. 6.
20 Фролова Е. Н. Чистый источник. М., 1990. С. 204.
21 Рос. газ. 2002. 22 марта. № 51 (2919). Вып. выходного дня. № 12.
22 Collingwood P. The Techniques of Sprang. Plaiting on Stretched Threads, Faber and Faber, 3 Queen Square. London, 1974.
80
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 79 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 81 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст