лужилый Петербург
4 Генерал от артиллерии Н. О. Сухозанет (1794-1871). Пост военного министра России занимал с 17 апреля 1856 г. по
9 ноября 1861 г.
5 Генерал-фельдмаршал граф Д. А. Милютин (1816-1912). Пост военного министра России занимал с 9 ноября 1861 г. по
22 мая 1881 г.
6 Другие составляющие военных реформ 1860-1870-х гг. в статье не рассматриваются.
7 У императора Николая I было четверо сыновей: Александр Николаевич (император Александр II, 1818-1881), Константин
Николаевич (1827-1892), Николай Николаевич (1831-1891) и Михаил Николаевич (1832-1909).
8 Флигель-адъютант - с начала XIX в. и до 1917 г. - почетное звание, присваивавшееся офицерам, состоявшим в свите
русского императора.
9 Петербургский-Петроградский-Ленинградский военный округ (1864-1899). С. 34-35.
10 Летние сборы под Красным Селом для обучения войск впервые были проведены в 1765 г., затем в 1819-1820 гг., и, наконец,
с 1823 г. сборы стали практически ежегодными.
11 Паренсов П. Д. Из прошлого: Воспоминания офицера Генерального штаба. СПб., 1901. Ч. I: На войне. С. 11.
12 Петербургский-Петроградский-Ленинградский военный округ (1864-1899). С. 61.
13 Король Румынии Карл I (1839-1914). Генрал-фельдмаршал России с 1912 г. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
14 Керсновский А. А. История русской армии: В 4 т. М., 1993. Т. 2. С. 200.
15 Семейное (домашнее) имя Николая Николаевича.
16 Епанчин Н. А. На службе трех императоров. М., 1996. С. 64, 144.
Командир
«Вест ы»
Ю. С. К ули ков
Есть в нашей морской истории
замечательные эпизоды, повеству-
ющие о победах слабых и, казалось
бы, обреченных на незавидную
участь судов над всецело превосхо-
дящим их противником. К ним от-
носятся подвиг брига «Меркурий»
в русско-турецкую войну 1828-
1829 годов и произошедший почти
через полвека на том же театре во-
енных действий бой парохода «Ве-
ста» с броненосцем «Фетхи Бу-
ленд». Но если успешное противо-
стояние «Меркурия» двум линей-
ным кораблям удостоилось кормо-
вого Георгиевского флага, а впос-
ледствии памятника в Севастопо-
ле, то дело «Весты» из-за интриг
вокруг командовавшего пароходом
в бою Николая Михайловича Ба-
ранова довольно скоро получило
скандальный оборот. Так кем в дей-
ствительности был командир «Вес-
ты» и будущий петербургский гра-
доначальник - героем или, как ут-
верждали недруги, ловким сочини-
телем дутых подвигов? В поисках
истины попытаюсь проявить мак-
симум внимания к его жизненному
пути, глядя на обстоятельства стро-
го и непредвзято.
Выходец из костромских дво-
рян,
Н.
М.
Баранов
родился
25 июля 1836 года и обладал весь-
ма разнообразным опытом, приоб-
ретенным еще в мирное время. Лю-
Капитан II ранга Н. Баранов
бопытно, что лишь за первые 7 лет
после окончания Морского кадет-
ского корпуса (1856-1863) он не
только совершил ряд продолжи-
тельных плаваний на военных и
коммерческих судах, но и в каче-
стве кандидата мирового посред-
ника проявил себя активным дея-
телем крестьянской реформы. Вер-
нувшись затем к действительной
службе, Николай Михайлович за-
нялся изобретательством, сконст-
История Петербурга. № 6 (22)/2004
руировав принятую флотом на во-
оружение скорострельную винтов-
ку. Однако над всеми прочими за-
нятиями главенствовали труды по
линии Морского музея, явно зас-
лужившие несколько дополни-
тельных слов.
Началом для них послужило
данное ему 12 февраля 1864 года
поручение временно исполнять
должность начальника Модель-
камеры и модельной мастерской
Санкт-Петербургского
порта1.
Приняв дела, Николай Михайло-
вич сразу осознал недопустимость
отсутствия у флота хранилища
традиций, каковым являлся суще-
ствовавший некогда на базе Мо-
дель-камеры Морской музей, и
энергично взялся за восстанови-
тельные работы. Приложенные
усилия увенчались в 1867 году от-
крытием возрожденного музея,
причем возглавил новое учрежде-
ние сам Н. М. Баранов. Следую-
щим шагом стало устройство мор-
ских отделов на Петербургской,
Московской и Венской выставках,
имевшее столь же неоспоримый
успех.
Из перечисленных факторов
складывается образ разносторонне
одаренного человека, по праву за-
нимавшего солидное место началь-
ника Морского музея с годовым
содержанием в 3800 рублей2. Чин
87
картинка2 очень плохого качества
предыдущая страница 86 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 88 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст