С
лужилый Петербург
88
капитан-лейтенанта и богатый на-
бор орденов, включавший св. Вла-
димира 4-й степени, еще более от-
теняли картину жизненного благо-
получия. Впрочем, обладатель мно-
гочисленных регалий не слишком
ценил их, подобно каждому офи-
церу мечтая о боевых отличиях. Не
удивительно поэтому, что шанс, пре-
доставленный разразившейся в ап-
реле 1877 года русско-турецкой
войной, Н. М. Баранов использовал
сполна, добившись перевода из сто-
лицы на Черное море. Вступив в
командование пароходом «Веста»,
он должен был осуществлять крей-
серские операции.
К новой должности Николая
Михайловича многие отнеслись
неоднозначно. Например, по мне-
нию будущего главы морского ми-
нистерства И. А. Шестакова, «весь-
ма странно было назначение Бара-
нова, вовсе не служившего на море,
командиром в военное время»3.
Между тем его послужной список
свидетельствует об ином, а имен-
но о наличии определенных навы-
ков, сыгравших дальнейшем не
последнюю роль. Из списка видно,
что с 1858 по 1860 годы Н. М. Ба-
ранов служил старшим офицером
на судах Русского общества паро-
ходства и торговли (РОП и Т),
курсировавших по черноморским
портам, и, следовательно, имел как
необходимый моряку опыт, так и
представление об акватории, пре-
вратившейся в театр боевых дей-
ствий. Но полностью проясняет си-
туацию еще одна запись: «В 1859 г. с
4 марта по 8 июня на пароходе “Ве-
ста”, командующим, в плавании
между Одессою и Лондоном»4. По-
нятно теперь, что возвращение на
«Весту» состоялось не столько бла-
годаря неким «августейшим влия-
ниям», о которых упоминал тот же
И. А. Шестаков, сколько в силу
присущего флотскому начальству
здравого смысла.
По окончании работ, связан-
ных с переоборудованием парохо-
да в импровизированный крейсер
с артиллерийским и минным воо-
ружением (судами такой специ-
альной постройки Черноморский
флот не располагал), Н. М. Бара-
нов совершил свою первую боевую
экспедицию. Вместе с яхтой «Ли-
вадия» и пароходами «Владимир»
и «Великий князь Константин» он
побывал в начале июля у Пенде-
раклии, недалеко от пролива Бос-
фор, вернувшись назад без каких-
либо результатов. Совсем иначе
выглядел следующий выход в
море, отмеченный полной драма-
тизма встречей с броненосцем про-
тивника,
уже
упоминавшейся
выше. Впрочем, о подробностях
столь неординарного события не-
обходимо рассказать по порядку.
10 июля 1877 года «Веста» по-
кинула Одессу и отправилась в са-
мостоятельное крейсерство к бере-
гам Добруджи, района современ-
ной Румынии. Плаванию сопут-
ствовала тихая солнечная погода,
внушавшая всем пребывавшим на
борту уверенность в успехе опас-
ного предприятия. Более других
был доволен командир: ему, давне-
му и горячему стороннику крейсер-
ской войны, свобода рук требова-
лась, как воздух. И хотя получен-
ная Николаем Михайловичем ин-
струкция предписывала, наряду с
нанесением туркам максимально-
го ущерба, соблюдать осторож-
ность при проведении атак, опре-
деление меры риска всецело оста-
валось в его собственной власти.
На рассвете 11 июля, когда па-
роход находился в 35 милях от
Кюстенджи (современный порт
Констанца), с мачты заметили гус-
той дым. Узнав об этом, Н. М. Ба-
ранов приказал дать полный ход
для скорейшего сближения с суд-
ном, поначалу принятым за транс-
порт. Расстояние сократилось, и
перед взорами русских моряков
предстал жесткий силуэт военно-
го корабля, отчетливо проступав-
ший сквозь утреннюю мглу. Под-
нятый над ним флаг и тяжкий гул
от выстрела положили предел со-
мнениям: железному корпусу и
6-дюймовым (152 мм) мортирам
«Весты» противостояла грозная
мощь турецкого броненосца с глав-
ным калибром артиллерии как
минимум в 10 дюймов (254 мм).
Явное превосходство турок ни-
чуть не смутило Н. М. Баранова. Он
решил принять бой, нейтрализуя
силу противника искусным манев-
рированием. «Ну что ж, пора, - раз-
дался с мостика спокойный голос,
- носовым орудиям дать сосредо-
точенный залп!»5 И пушки загрохо-
тали, застлав на мгновение клуба-
ми дыма нос парохода. «Затем, -
сообщал Николай Михайлович в
рапорте о происшедшем, - я пово-
ротил.
.. дабы держать его в невоз-
можности бить «Весту» поперек
борта (цилиндры машин гораздо
выше ватерлинии) и дабы иметь од-
новременно возможность бить ту-
рецкий броненосец из трех 6-дюй-
мовых мортир и одного 9-фунтово-
го нарезного орудия, могущих дей-
ствовать почти на корму»6.
Развернувшись кормой к не-
приятелю, «Веста» превратилась в
малую по площади и крайне не-
удобную мишень. Однако бронено-
сец продолжал преследование и,
будучи лучшим ходоком, посте-
пенно сблизился с пароходом на
дистанцию ружейного выстрела.
От попаданий турецких снарядов
вспыхнул пожар в жилой палубе,
наверху была уничтожена морти-
ра, всюду - тела убитых и раненых
моряков. Тем не менее судно,
направляемое
твердой
рукой
Н. М. Баранова, по-прежнему ис-
кусно лавировало и вело меткий
огонь. Под влиянием отважного
командира все вестовцы с усерди-
ем исполняли воинский долг, ста-
раясь не думать о нависшей над
ними смертельной опасности.
А положение становилось от-
чаянным: пароходу угрожала ги-
бель от таранного удара. «Видя без-
надежность продолжать долго ма-
неврирование.
.. и заметив желание
противника меня таранить, - опи-
сывал ситуацию Н. М. Баранов, -
я решил приготовить кормовой
шест с минами, положить лево на
борт в момент его залпа и пойти
прямо на него, дабы абордировать
его или, если бы он от того увер-
нулся, взорвать кормовыми мина-
ми»7. К счастью, надобность в са-
моубийственной атаке отпала, по-
скольку очередной мортирный
выстрел «Весты» повредил боль-
шое погонное орудие и машину
вражеского корабля. В результате
на броненосце возникло смятение,
стрельба заметно ослабела, а чуть
позже «у него из палубы повалил
густой пар или дым, и после еще
двух-трех наших выстрелов непри-
ятель.
.. стал быстро уходить»8. Та-
ким образом, длившийся пять ча-
сов неравный бой завершился спа-
сением и победой «Весты».
Доблестное поведение вестов-
цев под командованием Н. М. Ба-
ранова (дважды контуженного и
легко раненного в бою), немедлен-
но получило достойную оценку со
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 87 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 89 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст