Н
еизвестное об известном
Место будущего нового пи-
терского вокзала было выбрано
весьма удачно: в 1892 году по Но-
водеревенской набережной к Тре-
тьему Елагину мосту прошла ли-
ния конки (она начиналась в са-
мом центре города, на Михайлов-
ской площади, и для удобства по-
грузочно-разгрузочных работ го-
родская и пригородная дороги
позже имели соединение), заме-
ненная в 1909 трамвайной; в 1896
году от Публичной библиотеки до
вокзала курсировали «обществен-
ные экипажи, приводимые в дви-
жение бензино-моторами»11.
Местность эта стала популяр-
ной в Петербурге еще с тех пор, как
на территории между Черной реч-
кой и Большой Невкой возник
Строгановский сад; в 1820-е годы
вблизи его началось активное дач-
ное строительство, приведшее к
настоящему «дачному буму» пос-
ледующего десятилетия: «Левый
берег Черной речки и ближайшие
новодеревенские участки застраи-
вались дачами купцов, мещан, ре-
месленников, что побогаче, да и
петербургское дворянство не прочь
было построить дачу вблизи горо-
да, недалеко от привлекательного
сада, импозантного Каменного ос-
трова. На чернореченских дачах
летом жила аристократия, люди,
известные в свете: Е. М. Хитрово
и ее дочь Д. Ф. Фикельмон, худож-
ник Ф. П. Толстой, А. И. Тургенев.
Лето 1830 и 1835 годов на дачах
Миллера на Черной речке жила
семья А. С. Пушкина»12. Ко време-
ни строительства Приморской же-
лезной дороги местность у Черной
речки, как называли ее в Петербур-
ге, утратила свою «дачную» при-
влекательность, превратившись в
средоточие увеселительных заве-
дений, частных доходных домов,
промышленную окраину; дачи там
были практически самыми деше-
выми и бедными в городе. Управа,
решив в 1900 году урегулировать
«эти злополучные окраины, [кото-
рые] сохранили прежние узкие,
кривые улицы», предложила их
«выпрямить и расширить. Кроме
урегулирования существующих,
проектируется проложить 18 но-
вых улиц и устроить сквер. Впро-
чем, предвидя серьезные финансо-
вые затруднения к осуществлению
всех предположений, городская
управа предлагает думе пока толь-
ко возбудить ходатайство, а затем,
по получении надлежащего разре-
шения, приводить проект нового
урегулирования в осуществление
не вдруг, а с необходимой посте-
пенностью»13.
Итак, с конца 1894 года путь в
Сестрорецк из Петербурга начинал-
ся на берегу Большой Невки. Ле-
том поезда на Сестрорецк отправ-
лялись через час с небольшим, на-
чиная с семи утра и до часу ночи; в
Озерки поезда ходили каждые пол-
часа; летом движение поездов было
практически круглосуточным14.
Линия в километре от вокзала
сворачивала на запад и шла внача-
ле за дачными участками новоде-
ревенских жителей, за что ее ста-
ли в народе называть Дачной. За-
тем дорога выходила к необжитым
малонаселенным местам. «Надо, к
сожалению, заметить, - писал ав-
тор заметки в «Неделе строителя»
в 1900 году, - что путь от станции
Новая Деревня до нового курорта
(1,5 часа времени езды) довольно
скучен, а новые дачи вдоль желез-
ной дороги отличаются порази-
тельным безвкусием. А между тем
что бы можно было сделать на этих
новых местах, среди сосновой
рощи, если бы наши дачевладель-
цы обращались к знающим архи-
текторам, а не брались бы сами за
дело, к которому они вовсе не под-
готовлены! В результате - мест-
ность надолго испорчена в архи-
тектурно-художественном отно-
шении»15. За платформой Старая
Деревня линия шла вблизи бере-
говой черты, и из вагонов откры-
вался чудесный вид на залив, то
сверкающий в ласковых солнеч-
ных лучах, то суровый, накатыва-
ющий на берег длинную нетороп-
9
История Петербурга. № 6 (22)/2004
предыдущая страница 8 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн следующая страница 10 История Петербурга №22 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст