етербуржцы и петербурженки
Л к уж сл учи л ось, что на заре
нового века, о гл яд ы ваясь на п р о -
шлое наш его города, мы много зна-
ем о со б ы ти я х , л ю дях, об л и ке го-
рода далеких X V I I I и X I X веков и
почти ничего - о двадцатом. П орва-
лась связь времен. Н е т целостной
картины , вы пала целая эпоха. М о -
ж ет показаться, что после револю -
ц ии не ста л о П е т р о гр а д а -Л е н и н -
града- Петербурга: город не строи л -
ся, в нем не ки пел а кул ьтур н ая и
н а у ч н а я ж и з н ь , не п р о и с х о д и л и
значимы е для всей страны (а можег,
и для м и ра) со б ы ти я. М ы сл о в н о
стесн яем ся своего недавнего п р о -
ш лого, а могли бы гордиться.
П роходя по улиц ам П етер б ур -
га, мы, горожане, видим и ч ув ств у-
ем больш е, чем приезж ие, п о то м у
ч то го р о д д л я н ас н а п о л н я е т с я
лю дьм и, д авно и недавно ж и в ш и -
м и. Н о ж и вы ещ е л ю д и , ко то р ы е
твор или истори ю X X века. Б л аго-
даря и м , не у сты д и в ш и м ся св о и х
п р ед ко в, не о т р е к ш и м с я о т п р о -
ш лого своей сем ьи и м ного п о тр у-
д и в ш и м с я д л я О т е ч е с т в а , м ы с
гордостью мож ем говорить о слав-
ном и непростом времени, п р ож и -
том н аш и м и родител ям и.
Глядя на д во р ц ы и о со б н я к и ,
м о ж н о в с п о м н и т ь н е т о л ь к о их
п ервы х владельцев, но и тех, кто
работал и ж ил в эти х зд ан и ях го-
раздо позж е. Н а набереж ной реки
М о й к и с т о и т и з в е с т н ы й д в о р е ц
графа К и ри л л а Разум овского. И с -
то р и я это го со о р уж е н и я зн а к о м а
ка ж д о м у п е те р б ур ж ц у , но е сть у
него и неведомы е страницы .
..
В о дворце Разум овского с 1918
года разм естил ся П ед аго ги чески й
и н сти тут, в котором работали все-
м и р н о известны е учены е. Н е к о то -
ры е из н и х и ж и л и в сл у ж е б н ы х
ф л и гел я х б ы в ш е го д ворц а. О д и н
из таких корпусов сейчас известен
под № 10, и в нем находится л и н г-
в и сти ч е ск и й ц ентр и н сти тута ; а в
50-х годах прош лого века его им е-
н о в а л и « п р о ф е с с о р с к и м » : в то
время там ж ил и преподаватели.
П о л я н с к и й Ю р и й И в а н о в и ч
( 1 9 0 4 -1 9 9 3 ) - и з в е с т н е й ш и й в
м и р е б и о л о г. О н за н и м а л д о л ж -
ность заведующ его ка<|>едрой и про-
ректора П ед и н сти тута. З а его с п и -
ной были и военные дороги. Н е раз
Ю р и ю И в а н о в и ч у д овел ось д о к а -
зать преданность Родине. Н о в слож -
ное послевоенное время, когда на-
чалась борьба с «лженауками», пос-
ле августовской сессии В А С Х Н И Л
1948 года все п роф ессор а каф едр
б и о л о ги и и зо ол огии бы л и увол е-
ны из и н сти тута. С р е д и ни х бы ли
Ю . И . П о л я н ски й , А . А . С трелков,
Е. М . Х е й си н . И х научны е работы
бы ли признаны «морганистскими»,
изъяты из библиотек. Н есм отря ни
на ч то , Ю р и й И в а н о в и ч св о и м и
принципам и не поступился и сп у с-
тя 30 л ет бы л избран членом -кор-
р е с п о н д с н т о м
А к а д е м и и
н а ук
С С С Р . К слову сказать, для славы
наш его города п о тр уд и л ся и отец
Ю р и я И вановича, И ван И вано вич
П ол янски й (1872-1930). тож е про-
ф ессо р Гер ц ен о вского и н сти ту та .
О н был организатором П авловской
е сте ств е н н о н сто р и ч е ск о й э к с к у р -
си о н н о й ста н ц и и . Б у д у ч и вел ико-
л еп н ы м м ето д и сто м , о н о д н и м из
первых стал привлекать к работе на
станц и и активны х учащ ихся.
В т о р о й с е м ь е й , н а се л я в ш е й
«проф ессорский корпус», бы ла се-
м ья Рай ковы х. Б о р и с Евген ьеви ч
Р а й к о в ( 1 8 8 0 - 1 9 6 6 ) з а н и м а л с я
и сто р и е й е с те с тв о з н а н и я . П о сл е
револю ц и и под его р уко вод ство м
бы ла создана спец и ал ьная б и о л о -
ги ч е ск а я с т а н ц и я д л я у ч и те л е й -
п рактиков. В П ед агоги ческом и н -
сти туте он читал л екц и и по препо-
д а в а н и ю е с т е с т в о з н а н и я , п и са л
к н и ги , стр е м я сь сб л и зи ть ш коль-
Гордость
нашего
города
ное преподавание с практическим
изучением природы , создал стр о й -
ную систему, основанную на лабо-
р а т о р н о -п р а к т и ч е с к и х з а н я т и я х
учеников. Б ор ис Евгеньевич хотел
создать новы й тип ш колы - эк ск у р -
си о н н ы й . С первы х ш агов работы
в ш коле у ч е н и к и Рай кова п р и н и -
мали активное участи е в «научно-
и сследовател ьской работе».
В квартире № 33 а (позж е - 35)
ж ила сем ья матем атиков. Евгений
Сергеевич Л я п и н - осн о воп ол ож -
н и к алгебраической теор и и п о л у -
групп - соверш енно нового разде-
ла вы сш ей м а те м а ти к и . О б это м
человеке и его не совсем обы чной
сем ье и х о ч е тся расска за ть, п р о -
долж ая истори ю старого дворца.
И ст о р и ч е с к а я к а р ти н а эп о х и
скл а д ы в ае тся и з о тд е л ьн ы х п р о -
сты х и не оч ень суд еб разл ичны х
лю дей, ткется из ж изненны х спле-
тений всех преды дущ их поколений.
Л я п и н ы п р о и сх о д и л и из с л у -
ж илого дворянства, т. е. никогда не
вл ад ел и п о м е сть я м и и зе м л я м и ;
бы ли п ото м ств ен н ы м и военны м и.
Т р а д и ц и ю э т у н а р у ш и л Е в ге н и й
М и х а й л о в и ч , родивш ийся в семье
ш та б с-к а п и та н а М и х а и л а П е т р о -
вича Л я п и н а в 1856 году. Д о с л у -
ж и вш ись до чина статского совет-
ника, он преподавал древние я зы -
ки в 10-й гимназии, что находилась
в 1-й роте И зм айл овского полка, а
такж е в Технологическом и н сти ту -
те. Так уж случилось, что Евгений
М и х а й л о в и ч стал р о д о н а ч а л ь н и -
ком д и н а сти и преподавателей.
С в о е м у сы н у С е р ге ю Е в ге н и й
М и х ай л о в и ч хотел дать достойное
образование, но в П етер б ур ге это
сделать оказалось невозмож но: се-
верный холодны й и влаж ны й кл и -
м а т о к а за л ся вреден д л я сл аб ы х
л егки х мальчика. Тол ьк о несколь-
ко л ет учи л ся Сереж а в 10-й ги м -
назии. Е го отп равил и в К ры м , где
он
и окончи л гим назию с золотой
м едалью . Е щ е у ч а сь в ги м н а зи и .
I 1
//гшп/шл
Петербурга.
.V /
(23)/201)5
предыдущая страница 12 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 14 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст