етербуржцы и петербурженки
Евгеньевич начал преподавать ма-
тематику в средних учебных заве-
дениях сначала Петрограда, потом
Череповца, куда семья уехала, спа-
саясь от голода. В 1919 гаду он был
призван в Красную армию и занял
должность командира отдельного
артиллерийского дивизиона, а в
1920 году - после болезни - был
назначен начальником мобилизаци-
онного отдела Череповецкого губ-
военкомата.
Вместе с мужем в Череповец
переехала и Вера М ихайловна с
сыном. Ж изнь была сложной, шла
Гражданская война. Вера М ихай-
ловна работала в начальных клас-
сах, обнаружив в себе большой пе-
дагогический талант.
Закончилась Гражданская вой-
на, Сергей Евгеньевич демобили-
зовался, продолжилась педагоги-
ческая деятельность сначала в Че-
реповецком институте народного
образования, а потом в техникуме
водного транспорта и средних шко-
лах. Послевоенная ж изнь была
трудна и голодна, но рядом оказа-
лись также убежавшие от петро-
градского голода Болотовы. Цеха-
новичи, Семенов-Тянь-Ш анский,
Виноградов, Веселовский. Ж или
дружно и интересно. Большое ме-
сто в жизни Ляпиных занимал сын
Евгений. Свободное время отец и
сын проводили в играх и разгово-
рах. Рассказы о родных и близких
переходили в исторические экс-
курсы. Родилась та связь поколе-
ний. которая не и ре рвач ас ь до кон-
ца жизни Сергея Евгеньевича. Н о
еще более тесные духовные связи
были между матерью и сыном. Вера
Михайловна стала лучш им другом
на всю жизнь. «Всем, чего достиг в
жизни, я обязан матери», - сказан
спустя годы маститый ученый. Эта
оценка дорогого стоит!
Петербургская интеллигенция
начала разъезжаться из Черепов-
ца. Ляпины перебрались в Ленин-
град. Сергей Евгеньевич стал заме-
стителем заведующ его, позже -
заведующим школой. При школе
поселилась вся его семья. В той
квартире на 8-й Красноармейской
(д. 3, кв. 2) прожили Ляпины с 1928
года до начала 50-х годов.
Евгений начат учиться в шко-
ле: сначала в той, где работам отец,
а потом в 10-й на 1-й Красноармей-
ской, где ранее в гимназии препо-
давал древние языки его дед и на-
чинал учиться отец. Так в про-
странстве и времени пересеклись
пути трех поколений Ляпиных.
А тем временем Сергей Евгень-
евич начал преподавать математи-
ку в высших учебных заведениях:
сначала в Военно-политической
академии (1928), а затем (1930) в
Пединституте им. А. И. Герцена и
Электротехническом институте им.
Ульянова (Ленина).
В 1930 году подходило время
окончания школы Евгением. Ю но-
ше все предметы давались легко, его
привлекало многое, но особенно
история и
экономика. М олодой
человек хотел посвятить себя од-
ной из этих наук. Но жизнь дикто-
вала свое. Поступить в вуз с такой
родословной, как у Е. С. Ляпина,
было непросто: детей интеллиген-
тов не брали. Одна из учительниц,
симпатизировавш ая способному
юноше, в приватной беседе пореко-
мендовала вступить в комсомол.
Решение Евгений принимал сам и
на такой шаг не пошел. Всю жизнь
он не шел на сделки со своей совес-
тью, а началось это в шестнадцать
(а может, раньше?).
Пришел 1931 год, июнь. Окон-
чена школа. Что дальше? В инсти-
туты не принимали даже докумен-
ты, а в одном из вузов, куда Евге-
ний пришел с отцом, Сергею Евге-
ньевичу посоветовали, чтобы сын
даже не пытался куда-нибудь по-
ступать. Несмотря на совет «доб-
рожелателя», Евгений подал доку-
менты на экономический факуль-
тет Ленинградского государствен-
ного университета. В списках за-
численных себя не нашел.
.. А вот
на математико-механическом фа-
культете уже после зачисления был
недобор. И на тот факультет моло-
дой человек передал свои докумен-
ты. С пециальность - механика
сплошной среды. И так получилось,
что именно математика стала де-
лом его жизни.
В начале 1930-х годов в выс-
шей ш коле ш ли неоправданные
преобразования педагогического
процесса. Занятия проходили как-
то странно: лекций не читали -
вместо этого преподаватели толь-
ко даваш консультации, экзамены
сдавались бригадны м методом.
Идея коллективизма доводилась
до абсурда: на экзамене отвечал
преподавателю только бригадир, а
оценки п о л у ч а т все.
В 1932 году, после специально-
го постановления Ц К большевист-
ской партии, отказались от такого
способа преподавания, характер
работы в университете принял
формы, используемые сейчас, но
легенды о бригадном обучении
живы и поныне.
В те годы оживилась научная
деятельность преподавателей и
студентов. На математическом
факультете в 1934 году образова-
лось студенческое научное обще-
ство. Председателем секции алгеб-
ры стал Евгений Сергеевич Ляпин,
а секции анализа - его лучш ий
друг Борис Захарович Вулих. М о -
лодые люди с энтузиазмом взялись
за дело. Одновременно при кафед-
ре алгебры организовался научный
семинар, председателем которого
был Влалимпр Абрамович Тарта-
ковский, а главной областью изу-
чения - теория групп. В 1939 году
Тартаковский передал руковод-
ство семинаром Е. С. Ляпину, ко-
торый к тому времени уже начал
развивать новое направление - те-
орию полугрупп, ставшее позже
делом его жизни.
Вхождение в науку было стре-
мительным. В 1936 году Евгений
Сергеевич окончил университет, а
в 1939 году защитил кандидатскую
диссертацию. Им было опублико-
вано несколько значимых научных
работ. Имя Е. С. Ляпина стало из-
вестным в научных кругах. П ро-
должалась и педагогическая дея-
тельность: с 1936 года - Педагоги-
ческий институт, а с 1939 года -
Университет.
Но жизнь молодого ученого не
замы калась наукой. Вечеринки,
компании, поездки за город.
.. Н и
что не было чуждо, на все хватало
времени.
Ж арким, солнечным и счаст-
ливым выдался день 22 июня 1941
года. Молодая веселая компания
возвращалась из Петергофа. В пе-
реполненном вагоне поезда стояла
тиш ина Не сразу юноши и девуш-
ки обратили внимание на неодоб-
рительные взгляды соседей. Все
разъяснилось только дома. Нача-
лась война. Э то обстоятельство
меняло все, и очень резко.
Ж изнь сразу разломилась на
две половины: до.
.. и после. Еще
оставались какие-то дела, обяза-
тельства, договоренности.
.. Вече-
ром 22 июня собрались у Бориса
История 11гтороур*а.
Л»
I (22)/2005
предыдущая страница 14 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 16 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст