Я
етербуржцы и петербурженки
время, может быть, остались неза-
меченными.
С тех нор любовь к произведе-
ниям Достоевского он сохранил на
всю жизнь. С именем этого писа-
теля связана история, случивш ая-
ся весной 1942 года. В город дос-
тавлялись продуктовые посылки,
которые распределялись по учреж-
дениям. Пединститут им. Покров-
ского выдавал такие посылки сво-
им сотрудникам. Среди препода-
вателей числился и Евгений Л я -
пин. Он шел по городу со свертком
и остановился у букинистическо-
го киоска на углу Моховой и ули-
цы Белинского. Н еож иданно к
нему обратился человек, предло-
ж ивш ий
собрание
сочинений
Ф. М . Достоевского. Это был ска-
зочный подарок судьбы. Уезжая из
города, ценитель классики не хо-
тел бросать любимые книги, кото-
рые были переплетены руками его
жены, и Евгений Сергеевич за сим-
волическую
плату
приобрел
12 ценнейших томов. Он нес их с
Лиговки, и на душе было радост-
но. Человеку в любой обстановке
нужен кусочек счастья. Это была
еще одна веха войны.
В самое трудное блокадное
время
зим ы
1941-1942
годов
жизнь в городе не замирала. Л япи-
ны продолжали трудиться: Сергей
Евгеньевич преподавал в педин-
ституте им. Герцена, а Евгений Сер-
геевич работал в Математическом
институте Академии наук - ходил
на Васильевский остров. Занятия
математикой стали менее интен-
сивными и плодотворными, чем до
войны и после. Физических сил не
хватало, сказывалось истощение.
В феврале увеличили норму
хлеба, открыли стационар в гости-
нице «Астория» для
п о д д е р ж а н и я
слабею щ их. Сначала Евгений, а
потом и Сергей Евгеньевич прове-
;ли в нем продолжительное время.
В марте был издан приказ о
всеобщей эвакуации. Однако, по-
колебавшись, Лянины решили не
уезжать. В мае приказ повторился,
но Евгений Сергеевич болел, а ког-
да пришел на работу, то узнал, что
Математический институт уехал.
Перед молодым человеком встал
вопрос, где работать. Д о своего
отъезда институт наладил связи с
А П У (Архитектурно-планировоч-
ное управление), куда Л яп и н и
был зачислен в июне 1942 года. Он
был единственным математиком
во всем учреждении и занимался
расчетами разрушений в городе.
Ляпин-старш ий осенью и зи-
мой 1941-1942 годов продолжал
преподавать в Педагогическом ин-
ституте, но к весне занятия прекра-
тились, и Сергей Евгеньевич стал
начальником штаба одного из под-
разделений М П ВО. В мае начались
регулярные обстрелы Ленинграда.
Стало ясно, что блокада продлит-
ся и зимой.
Город начал готовиться к дли-
тельному пребыванию в осаде: по-
явились огороды в центре города,
строились и утеплялись бомбоубе-
жища. Руководству обороной го-
рода потребовался перспективный
расчет прочности ладожского льда
для новой Дороги жизни.
В это лето в А П У Евгений Л я-
пин встретился с проф ессором
В. М . Акимовы м и от него узнал,
что в Л енинградском отделении
Главной геофизической обсерва-
тории (ГГ О ) идет активная науч-
ная работа. Туда, в главное здание,
находившееся у железнодорожной
станции Кушелевка, и поступил на
работу молодой математик в июле
1942 года (хотя оформился толь-
ко в январе 1943-го). М ного было
проделано работы за годы войны,
сейчас ученому трудно вспомнить
тематику разработок для Л енин-
градского и Центрального фронта.
В числе них на первом месте был
расчет прочности ледовой трассы
по Ладожскому озеру. Результаты
этой работы, как предполагал сам
Евгений Сергеевич, впоследствии
могли стать важным фактором при
получении ордена Л енина уже в
1970-е годы.
В конце войны Евгений Ляпин
защитил докторскую диссертацию
и вернулся к теоретической мате-
матике, а также к преподавательс-
кой работе в Государственном уни-
верситете. Вместе с этим он подал
заявление на конкурс на заведова-
ние кафедрой алгебры в Педагоги-
ческом институте имени Герцена.
Кроме интересной работы был еще
один аргумент в пользу такого ре-
шения: при институте давали квар-
тиру в упомянутом раньше корпу-
се № 10.
Вопрос ж илья в Ленинграде
был всегда очень острым (таким
остается и посейчас). Л яп и н ы в
середине сороковых продолжают
жить на 8-й Красноармейской ули-
це при школе, где Сергей Евгенье-
вич давно не работал. Нужно было
освободить казенную квартиру, а
как это сделать? Как нельзя кстати
пришелся вариант с работой в Пе-
дагогическом институте.
Став заведующ им кафедрой,
Е. Ляпин получил не квартиру в
обычном смысле слова, а стены,
которые предстояло превратить в
жилье. В окнах не было стекол, две-
ри - искорежены, пол в коридоре
пробит снарядом. За приведение
квартиры в жилое состояние взя-
лась молодая жена Евгения Серге-
евича, Л идия Ивановна. Так по-
явилась квартира математиков в
профессорском корпусе.
А теперь пришло время расска-
зать о встрече с Лидочкой Аннки-
евой. М олодые люди познакоми-
лись в 1947 году. В тот день Сергей
Евгеньевич, заведовавший кафед-
рой методики преподавания мате-
матики при пединституте, пригла-
сил юную ассистентку по делу к
себе домой. Так получилось, что
Лидочка задержалась и была при-
глашена к обеду, тогда произошла
эта счастливая встреча. Н о Лида
знала Евгения еще до войны, когда
училась в ЛГУ.
Всю блокаду она прожила в
Ленинграде, в доме на территории
Л есотехнической академии, где
преподавал ее отец. С 1944 года
Лидия посещала лекции в Педаго-
гическом институте, т. к. это учеб-
ное заведение раньше других нача-
ло работать. В этом институте она
и продолжила обучение, а закон-
чив - осталась работать.
Встреча на домаш нем обеде
оказалась счастливой. М ного лет
спустя, потеряв свою лю бим ую
супругу, Евгений Сергеевич ска-
зал, что прожил счастливейш ую
жизнь с Лидией Ивановной Ани-
киевой-Ляпиной.
Верным другом и опорой была
Л идия Ивановна в сложные мо-
менты жизни. Трудным временем
для советской ф ундаментальной
науки стал конец 40-х годов. Борь-
ба последователей Т. Д. Лысенко с
космополитизмом. Началось все
в августе
1948
года с сессии
В А С Х Н И Л , где Лы сенко «разоб-
лачил» идейно чуждые «идеалис-
тические* теории, затруднявшие
развитие сельского хозяйства. С
одобрения Сталина в 1949 году
15
---------
Иптчшя Пепи,
1
>
6
ур/а. ЛЬ I (23//2005
предыдущая страница 16 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 18 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст