м
ногонациональный Петербург
ШатаЬское
подворье
в
Санкм- ^Петербурге
идея,
реализованная
столетне
сластя
А .
Н . Т я ги р д ж а н о н а
Фасад «Татарского подворья».
Проект
А
. Воронихина.
Фо н д
Академии худож
еств
Сначала немного истории: об-
щ етвестно, что Казанская губер-
ния была одним из главных постав-
щиков строительных рабочих для
молодой российской столицы, по-
этому на карте города некогда зна-
чились и постепенно исчезли Та-
тарская слобода и Татарский ры-
нок, Татарская улица и Татарская
площадь. Есть все основания пола-
гать, что мусульманские приходы
находились в местах компактного
проживания первых строителей.
В качестве пояснения нужно
сказать, что мусульмане могут со-
вершать молитву в любом чистом
помещении, встав по направлению
в сторону М екки и используя мо-
литвенный коврик, который счи-
тается подспорьем в обеспечении
и сохранении чистоты выбранно-
го места.
С ан кт-П етербург с момента
своего основания складывался как
многонациональный и многокон-
ф ессиональны й город, но, есте-
ственно, прежде всего как столица
православного государства.
Российская империя продол-
жала расти, и ее мусульманское
население увеличивалось. Екате-
рина II после поддержанного ино-
родцами подавления Пугачевско-
го восстания коренным образом
поменяла отношение к исламу, му-
сульмане стали активно привле-
каться на государственную служ -
бу, за счет казны был издан Коран,
в Поволжье начали строить мече-
ти взамен ранее разрушенных.
В
1804
году
архитектор
А. Н. Воронихин, работавший над
самым известным своим творени-
ем - Казанским собором, получил
интересный заказ - Татарское под-
ворье. Два варианта проекта вели-
кого зодчего хранятся в музее Ака-
демии художеств. Вариант «А* бо-
лее проработан, вариант «В» ско-
рее мож но назвать наброском.
Впервые с этим нереализованным
проектом мастера можно было по-
знакомиться на страницах издан-
ной в 1963 году книги Г. Г. Гримма
«Архитектор Воронихин».
Судя по плану, здание должно
было состоять из мечети и двух при-
мыкающих к ней одноэтажных фли-
гелей. На чертеже есть пометки: для
«мулл и прочих духовны х лиц*
предназначался один из флигелей,
другой - для «проезжающих и ку-
печествующих». Ф асад здания по
плану имеет скругленную форму, из
чего можно предположить, что стро-
ительство намечалось на пересече-
нии двух улиц. Указан размер фаса-
да в 10 саженей, что соответствует
21 метру. Нет никаких элементов,
присущих мусульманским культо-
вым постройкам, - ни минарета, ни
полумесяца. Зал мечети - большое
прямоугольное помещение, в проти-
воположной от входа стене, по идее
обращенной в сторону Мекки, рас-
полагается особая ниша - михраб,
что хорошо видно на плане: зал ос-
вещается пятью окнами в торцовой
стене против ниши - михраба, объе-
диненными одной большой полу-
циркульной нишей. Выполнить зда-
ние предполагалось в серо-белой
цветовой гамме.
Работа над проектом была отло-
жена, возможно, с предложением
=
Истомин 11епич>бу1>/а.
-V
I (23)/200.4
другого места под застройку, так как
хранящийся в фондах Российского
государственного исторического ар-
хива проект татарской мечети име-
ет совершенно другое решение.
Дело «О строительстве татар-
ской мечети 1803 года* было об-
наруж ено мною в каталоге Рос-
сийского государственного исто-
рического архива среди дел, каса-
ющ ихся подворий православных
монастырей.
Этот проект можно считать за-
вершенным и принятым, но, к со-
жалению, никаких сведений об ар-
хитекторе в материалах дела нет.
Детально проработаны фасад, план
предыдущая страница 25 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 27 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст