Ж "
ногонациональный Петербург
и боковой разрез мечети, выпол-
нен элемент ограды. Мечеть распо-
лагается в центре большого прямо-
угольного двора, по обеим сторо-
нам которого находятся два выс-
тупающих вперед флигеля, пред-
назначавшиеся скорее всего для
проживания служителей.
Неизвестный архитектор пред-
ложил оригинальное решение -
мечеть-ротонда. Голубой купол
мечети увенчан шаром с полуме-
сяцем. В плане мечети сложно оп-
ределить ниш у - михраб, так как
она не выражена явно, но, судя по
боковому разрезу, в декоре инте-
рьера мечети предполагалась орна-
ментальная роспись коранических
текстов по основанию купола и в
межоконных пространствах.
Предлагавшиеся к строитель-
ству проекты выполнены в класси-
цистическом стиле, стиле своего
времени, хотя они абсолютно раз-
ные, но их объединяет Крым. А в-
торы явно находились под влияни-
ем крымско-татарской архитекту-
ры. в проекте «Татарского подво-
рья* отдаленно звучит мотив ме-
чети-медресе хана Узбека (Старый
Крым) постройки 1314 года. Пла-
нировка мечетей в исламских стра-
нах представлена двумя типами -
базиличным и купольным. Более
древней является базилика.
А «Татарская мечеть» перено-
сит нас в Бахчисарай, к комплексу
ханского дворца, к мавзолею Ди-
ляры-Бикеч и к ротонде над моги-
лой Менгли-Гирея И.
Специалисты считают, что для
постройки культовых и гражданс-
ких сооружений кры мским тата-
рам приходилось обращ аться к
строителям армянского и греческо-
го происхождения, проживавшим в
сельджукских колониях, но могли
приглашать и мастеров из Повол-
жья. главным образом из Булгара.
Архитектура раннего средневе-
кового Волго-Камья и позднее об-
разованного Казанского ханства не
могла питать воображение авторов
предложенных проектов, так как
после захвата Казани в 1552 году
татарское государство попало под
воздействие русской культуры.
Но вернемся в Санкт-П етер-
бург, к архивным документам. Пе-
тербургские архивы - уникальная
сокровищ ница! Какие тайны со-
Проект «Татарской мечети»,
хранящийся в фондах РГИА. План
Малообъемное, всего в 6 лис-
тов, дело, начатое в 1803 году и за-
конченное в 1806 году, состоит из
переписки военного губернатора
графа Н. А. Толстого с графом
В. П. Кочубеем, министром внут-
ренних дел, и дает очень интерес-
ную информацию.
Строительство мечети предпо-
лагалось по набережной реки Ф он-
танки, «из пустопорожнего места
лежащего лейб-гвардии в И зм ай-
ловском полку возле экзерциргау-
за*, буквально помещения для уп-
ражнений, а «остающееся место
нужно.
.. для складни дрог*. Сооб-
щается о письме муллы Юсупова,
«коим просит до построения мече-
ти о назначении татарам в казен-
ных строениях особых комнат, где
бы они могли отправлять богослу-
жения и для жительства муллов с
служителями.
..*, а также, что «по-
стройку мечети предполагается
произвести впредь по удобности,
что ж касается до отправления бо-
гослужения татарам в известные
времена года, то на случай сей по
локладыванию Его Императорско-
му Величеству Военных губерна-
торов дозволено было им соби-
раться прежде в Таврическом, а
потом в М ихайловском дворцах,
как то и мулла Ю супов объявляет
в просьбе своей*.
План Санкт-Петербурга за 1806
год дает возможность точно опре-
делить современный адрес «пусто-
порожнего места возле экзерцир-
гауза* - это часть скромного скве-
ра в комплексе гостиницы «Совет-
ская*, а деревянное помещение для
упражнений - экзерциргауз - тя-
нулось от нынеш него Риж ского
проспекта до Троицкого вдоль
Лермонтовского проспекта.
Как это ни удивительно сей-
час, но помещения для мусульман-
ских богослужений были выделе-
ны в Таврическом дворце и М и -
хайловском замке совершенно не
случайно. Эти здания оказались в
опале вместо своих покойных вла-
дельцев и из былого великолепия
перешли в состояние запущеннос-
ти и ненужности.
Таврический дворец был пост-
роен в малонаселенном, отдаленном
от центра города районе близ ка-
зарм Конной гвардии. В конце
1790-х - начале 1800 годов к югу от
усадьбы возник военный городок -
казармы Преображенского полка.
Известно, что казанские татары не-
сли рекрутскую повинность и вклю-
чались в состав русской армии.
Восшедший на престол Павел I
был суров, жажда справедливого
храняются в фондах в ожидании
исследователей!
Проект «Татарской мечети». РГИА
Пгпюічін Пгтгім'ццші. М I (2.1)/2005
предыдущая страница 26 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст