ногонациональный Петербург
возмездия за униженное положе-
ние при дворе законного наследни-
ка. каким он был. заставила прика-
зать передать ненавистный дворец
под казармы, конюшни и прочее; но
не долгим было его правление, и
после переворота члены импера-
торской семьи и двор покинули ве-
личественный М ихайловский за-
мок и вернулись в привычный Зим -
ний дворец.
В 1802 году восшедший на пре-
стол Александр I распорядился
вернуть Таврическому дворцу бы-
лое величие, и тут же началось
уничтожение интерьеров М и хай -
ловского замка для восполнения
утраты внутреннего убранства
дворца Таврического, и, выража-
ясь современным язы ком, замок
был сдан в аренду: получив разре-
шение императора, в здании вре-
менно начали проживать артисты,
чиновники, военные, размещались
архив и канцелярии.
Из приведенной выше перепис-
ки следует, что еще до 1806 года в
Михайловском замке начал звучать
«азан» - призыв к мусульманской
молитве, об «отводе помещений для
этой надобности* в бывших апарта-
ментах Марии Федоровны сообща-
ется в сборнике «М ихайловский
замок», изданном в 2003 году.
В Центральном государствен-
ном архиве Военно-морского фло-
та хранятся «Предложения», по-
данные в Государственную адми-
ралтейств-коллеппо 7 ноября 1808
года и 14 января 1809 года, следу-
ющего содержания: «П о случаю
имеющего быть 8 числа сего меся-
ца у пребывающих здесь татар праз-
дника их Рам азан-Байрам
Его
Императорское Величество Вы со-
чайше указать соизволил для со-
вершения богослуж ения уволить
находящихся здесь военнослужа-
щих татар на три дня, о чем Госу-
дарственной Адмиралтейств-Кол-
легии для исполнения предлагаю*.
С 15 января 1809 года на три дня
мусульмане увольнялись по слу-
чаю Курбан-Байрама. К сож але-
нию, количественный состав воен-
нослуж ащ их-м усульм ан тех лет
узнать в фондах архива не удалось,
но в документах, относящ ихся к
середине X IX века, говорится, что
«требуется чтобы при всякой ме-
чети прихожан было не менее 300
или но крайней мере 200 ревизс-
ких душ мужского пола».
2 6
Таким образом, татары оказа-
лись временными, приходящ ими
обитателями столичны х дворцов,
а к вопросу о строительстве мече-
ти вернулись не скоро, спустя сто-
летие, только после принятия в
1905 году закона о веротерпимос-
ти, давшего равные гражданские
права представителям нехристиан-
ских и христианских вероиспове-
даний с православным населением.
В 1910 году на средства, собран-
ные среди мусульман, населявших
Россию, была заложена мечеть не-
подалеку от Троицкого собора, на
земельном участке, купленном Эм и-
ром Бухарским, ставшим таким об-
разом самым крупных« жертвовате-
лем на строительство. Петроградс-
кая сторона, после ввода Троицкого
моста, была в то время местом мас-
сового строительства, но воодушев-
ление мусульман вызвало серьез-
ную полемику о недопустимости
строительства мечети вблизи Пет-
ропавловского собора - усыпальни-
Соборная мечеть
в Санкт-Петербурге
цы российских императоров, тем не
менее вопрос был решен на высочай-
шем уровне и утвержден министром
внутренних дел II. А. Столыпиным.
В Санкт-Петербурге ощущает-
ся сильное влияние архитектурных
стилей на культовые постройки,
каждый стиль вносит свое допол-
нение, оригинальное решение. А р-
мянская церковь, Смольный, Иса-
акиевски й,
К азанский
соборы
тому пример. Соборная мечеть, над
проектом которой работали архи-
текторы А. И. фон Гоген, С. С. Кри-
чинский и Н. В. Васильев, - памят-
ник архитектуры стиля «северный
модерн». Удивительны м образом
соединили авторы средневековую
эпоху Тамерлана с элементами ев-
ропейского зодчества, своеобраз-
но сочетание серого гранита в об-
лицовке стен с использованием
керамики для оформления порта-
ла, купола и минаретов.
К празднованию 300-летия
дома Романовых мечеть была го-
това вчерне, внутренние работы
продолжались еще в течение не-
скольких лет.
В период строительства дол-
гож данной мечети м усульм ане
столицы, получив разрешение вла-
стей, собирались на праздничные
богослужения во временно аренду-
емых помещениях Александровс-
кого зала городской думы , зала
Д вор ян ского
собрания,
театра
«Лин», в помещ ении Губернской
земельной управы и других.
Вот такое интересное заверше-
ние получила идея строительства
Татарского подворья на набереж-
ной реки Фонтанки, а в результате
столетие спустя наш город укра-
сился куполом и минаретами со-
борной мечети, столь экзотически-
ми среди шедевров европейской
архитектуры.
Список использованной литературы и архивных материалов:
1. Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. Л.; М.,1963. 200 с.
2. Михайловский замок: (Страница биографии памятника н документах и литера-
туре). М„ 2003. 741 с.
3. Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1972. 497 с.
4. Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга. 10 000 городских имен.
СПб., 2002. 803 с.
5. Нетовкин Р. Бахчисарай, душа моя.
..: Альбом. Симферополь, 1998. 40 с.
6. Татары. М., 2001. 582 с.
7. Тюркские народы Крыма. Караимы, крымские татары, крымчаки. М„ 2003. 458 с.
8. Российский Государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1286. Оп. 1. Д. 237.
9. То же. Ф. 821.'Оп. 133. Д. 554.
10. То же. Д. 645.
11. Центральный государственный архив Военно-морского флота (ЦГА ВМФ).
Ф. 227. Оп. 1. Д. 102.
12. То же. Ф. 212. Оп. Канн. Д. 97.
ІІгпичшм Петгрбуїі/а.
,V> /
(23 )/2<)l).r>
предыдущая страница 27 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст