У ^ / у з е и П е т е р б у р га
аналогов в мире. Открытие новой
экспозиции состоялось в 1996 году,
во время работы съезда почвове-
дов России, посвященного 150-ле-
тию В. В. Докучаева.
Экспозиция имеет пять отде-
лов, 36 тематических разделов, в
которые вошли более 1500 новых
экспозиционных элементов, в том
числе панно-картины , картины ,
диорамы, портретная и скульптур-
ная галереи, уникальный экспонат
- почвенный глобус. В экспозиции
музея реализована идея тематико-
художественных комплексов, кото-
рые отражают единство научного
содержания экспозиционных форм
и художественных средств. Базо-
вые образовательные экспозиции
дополняются специальными посто-
янными и временными тематичес-
кими экспозициями и выставками.
Угрожающие масштабы дегра-
дации почв в России и в мире на
первое место выдвинули экологи-
ческие проблемы н необходимость
экологического образования широ-
ких слоев населения. Сегодня в
школьных программах и учебниках
почвам - важ нейш ему элементу
экосистем, их роли в жизни людей
и в сохранении биоразнообразия
практически не уделяется внима-
ния. Поэтому не случайно, что со-
временное общ ество оказалось
ф актически невосприимчивы м к
проблемам деградации почв и гря-
дущим экологическим последстви-
ям для мирового сообщества, свя-
занным с уничтожением почв, их
загрязнением, потерей плодородия.
Это определило приоритет за-
дач деятельности Ц ентрального
музея почвоведения им. В. В. Д о-
кучаева и его важнейшей задачи -
создания технологии непрерывно-
го экологического образования в
области почвоведения, начиная с
детей дош кольного возраста. М ы
рассматриваем ее как дальнейшее
развитие и углубление Докучаеве-
кой системы образования. В пос-
леднее десятилетие сотрудниками
кафедры почвоведения и экологии
почв С П б Г У и Центрального м у-
зея почвоведения им. В. В. Д оку-
чаева была разработана образова-
тельная технология, направленная
на создание оптимальной системы
сквозного экологического образо-
вания с использованием традици-
онны х и современны х методов
обучения.
Школьная экскурсия в музее
Концепция, положенная в осно-
ву образовательной технологии, ба-
зируется на следующих принципах:
- от простого к сложному (от
представлений «почва - земля» до
понимания «почва - зеркало ланд-
шафта»);
- от общего к частному и от
частного к системному (почва -
четвертое царство природы, био-
косное тело со своими законами
развития - полиф ункциональиая
система, обеспечивающая устой -
чивое развитие биосферы);
- от образного к конкретному
(«почва - мать-кормилица», «моде-
ли управления плодородием почв»);
- единство традиционных ме-
тодов
(натурное исследование
почв в иоле, лекции и лаборатор-
ные исследования) с компью тер-
ными технологиями обучения.
Предлагаемая технология об-
разования обеспечивает поэтапное
формирование широкого экологи-
ческого мировоззрения, причем
его основы должны закладываться
еще на дошкольном уровне.
Технология вклю чает в себя
все элементы экологической обра-
зовательной программы по почво-
ведению и взаимодействие между
партнерами. Для реализации обра-
зовательной программы использу-
ются следующие средства и мето-
ды: создание специальных образо-
вательных музейных экспозиций и
выставок с использованием тради-
ционных художественных средств
и новых компью терных техноло-
гий обучения; вовлечение обуча-
ю щ ихся в технологический про-
цесс и их активное участие в раз-
витии технологии обучения; со -
здание автоматизированного бан-
ка данных фонда почвенных моно-
литов в М узее для информацион-
но-аналитического обеспечения
учебного процесса; аудиовизуаль-
ные средства; м оделирование и
макетирование.
Область современных научных
исследований такова: 1) - м они-
торинг и прогнозирование эколо-
гического состояния почв на осно-
ве сравнительного исследования
почвенны х монолитов, отобран-
ных в разные годы; 2) - создание
Красной книги почв Ленинградс-
кой области; 3) - создание коллек-
ции почвенных монолитов - эта-
лонов основных естественных ти-
пов почв России; 4) - исследова-
ние влияния на почвы хозяйствен-
ной деятельности: кольцевой авто-
дороги вокруг Санкт-Петербурга и
нефтепроводов.
В слож ны х социально-эконо-
мических условиях страны музей
нашел свое определенное место в
научном, образовательном и куль-
турном пространстве. Современ-
ный статус музея — государствен-
ное научно-исследовательское и
культурно-просветительское уч -
реждение. Перспективы развития
научных исследований музея свя-
заны, с одной стороны, с его уни-
кальны ми коллекциям и почвен-
ных монолитов, а с другой - с на-
учной кооперацией с учеными По-
чвенного института им. В. В. Д о -
кучаева, Санкт-Петербургского го-
сударственного университета и
других научных учреждений в ре-
шении экологических проблем.
История Петсрбцр/а. М I (23)/2005
предыдущая страница 31 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 33 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст