Ж мвопись
европейских мастеров
Е. И. Кочерова
Ю. В. Мудро в
ж
* « Петербурга
Открывшаяся недавно в О ра-
ниенбауме выставка «Западноев-
ропейская ж ивопись» размести-
лась в двух ярусах Церковного па-
вильона Большого Меншиконско-
го дворца.
Возведение в западной части
дворца павильона двадцатиш ес-
тиметровой высоты, увенчанного
куполом, началось летом 1719 года.
Строительство Церковного пави-
льона велось под руководством
архитектора И. Ф . Браун штейна.
Посвящение храма святому цели-
телю Пантелеймону не было слу-
чайным: на день его памяти при-
ш лись победы русского оруж ия
при Гангуте и Гренгаме во время
Северной войны. 3 сентября 1727
года - дата освящения дворцовой
церкви - может считаться и датой
завершения строительства всего
М енш иковского дворца.
Через
пять дней «прегордый Голиаф»
(как пазы вали современники Мен-
шпкона) был арестован, а затем
отправлен в ссылку.
Павильон, как н весь дворец,
возведен в стиле барокко. Восьми-
гранный, он отличался редкой для
начала X V III века продуманностью
и рациональностью планировки.
Богатую игру светотени создают
декоративные детали - парные тос-
канские колонны первого этажа и
пилястры и полупилястры коринф-
ского ордера - на втором этаже эк-
стерьера. Выдаю щ ийся худож ник
и искусствовед Игорь Грабарь пи-
сал об архитектуре павильонов
М енш иковского дворца: «.
..они
сверкают благородством настоя-
щих жемчужин». Сдерж анно-мо-
нументальное и благородное реше-
ние имеет н интерьер церкви. Еди-
ное пространство зала пронизано
светом, льющимся из располагаю-
щихся в два яруса окон. Главной
достопримечательностью церкви
являлся иконостас, созданный вы-
дающимся мастером Иваном За-
рудным в 1720-1725 годах по рас-
поряжению Меншикова.
я
5
IІ І ш І
!]]
V
44
іЩ ш
їіЩ рИ
Интерьер церкви. Иконостас.
Деревянны й, резной, покры -
тый серебром и позолотой, он, на-
ряду с иконостасом Петропавлов-
ского крепостного собора в Петер-
бурге, был выдающимся произве-
дением русского искусства X V III
столетия. С небольшими утратами
резного декора иконостас Ивана
Зарудного сохранялся до 1939
года, когда он был демонтирован и
отправлен в Петергоф, где хранил-
ся во флигеле Монилезира. Посте
1941 года следы его затерялись. До
наших дней в павильоне сохрани-
лись лиш ь отдельны е элементы
лепного декора на стенах, окнах и
перекрытиях хор. В планах музея-
заповедника значится воссоздание
интерьера и иконостаса Церковно-
го павильона.
А пока здесь выставочные пло-
щади. Сегодня мы знакомим зри-
телей с произведениями западно-
европейского и скусства X V I I -
X V III веков из фондов музея.
В художественных собраниях
императорских и вельможных ре-
зиденций Санкт-Петербурга и его
пригородов коллекции живописи
всегда были обширны и значитель-
ны. В новое время, следуя приме-
ру Петра Великого, его прибли-
женные, а затем и потомки вели-
кого преобразователя России, а
такж е представители «высш его
света» империи собирали прежде
всего западноевропейскую ж иво-
пись, а потом н лучш ие образцы
национального искусства.
Все основные владельцы Ора-
ниенбаума - Александр М е н т и -
ков, Петр III, Екатерина II, Алек-
сандр I и Елизавета Алексеевна,
великий князь М ихаил Павлович
и великие княгини Елена Павлов-
на и Екатерина Михайловна, прин-
цесса Елена Георгиевна Саксен-
Альтенбургская, герцоги Георгий и
Михаил Георгиевичи Мекленбург-
Стрелнцкне были собирателями
ж ивописи.
Одно из наиболее крупных со-
браний ж ивописи
петровского
времени принадлежало Александ-
ру Меншикову. Значительная его
часть находилась в Ораниенбаум-
ском дворце.
Великий князь Петр Ф едоро-
вич в своей любимой резиденции
украсил живописью все дворцовые
помещения. Увлекавшийся соби-
рательством, он разместил здесь
свои многочисленные коллекции.
В небольшом дворце в крепости
Петерштадт был оформлен специ-
альный картинный зал. В Картин-
ном доме помещаются: кунсткаме-
ра, обширная библиотека, основ-
ная часть живописного собрания.
Ж ивописная
коллекция
Петра
Федоровича формировалась тре-
мя путями: покупки, сделанные им
самим, подарки и, наконец, заим-
ствования из кладовых «Камер-
цалмейстерской конторы», в кото-
рой хранились живописные полот-
на. приобретенные в первой поло-
вине X V III века специально для
императорских дворцов, а также
конф искованны е у попавш их в
опалу графа Эрнеста Бирона, гра-
фа Лестока и других. Вступив на
престол, Петр III не только не по-
терял интереса к коллекциониро-
ванию ж ивописи, но лично уча-
3 1
Игпир/ши П
т н
Л ? /
(23)/2005
предыдущая страница 32 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 34 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст