м
узви Петербурга
Вид Ораниенбаумского Большого дворца со стороны двора. 1758 г.
Баризьен (Паризьен?). Ф ридрих Гартман. 1724-1796 гг.
ствовал в покупках. Ближ айвш й
сотрудник императора, видны й
ученый своего времени академик
Якоб Ш телин вспоминал: «В мае
1762 года я поехал с императором
на биржу на голландский корабль,
чтобы осмотреть большую партию
голландских картин. И з них Его
Величество выбрали со мной луч-
шие. Этот государь вообще очень
ценил хорошие картины и, будучи
еще великим князем, уже собрал
превосходную коллекцию и осно-
вал в Ораниенбауме большую кар-
тинную галерею. Позднее, когда он
стал императором, я должен был
устроить ему в новом дворце кар-
тинны й кабинет и в крепостном
дворце картинный зал*. Ораниен-
баумская коллекция ж ивописи
Петра III к 1762 году состояла из
464 картин и являлась крупней-
шим дворцовым собранием сере-
дины X V III века. По количеству
полотен она была сопоставима с
собраниями Петергофа и Царско-
го Села. В коллекции Петра III пре-
обладали работы художников ита-
льянской и «северных* школ.
При Екатерине II ряд произве-
дений западноевропейских масте-
ров из Ораниенбаума были пере-
даны в Академию худож еств и
Императорский Эрмитаж. Вместе
с тем в Китайский дворец «Соб-
ственной дачи* императрица поме-
щала понравившиеся ей полотна,
тем самым пополняя собрание.
X IX столетие не внесло карди-
нальных перемен в состав живопис-
ного собрания. Владельцы Орани-
енбаума особенно бережно и тре-
петно относились к произведени-
ям западноевропейской ж ивопи-
си, хранивш им ся в Китайском
дворце.
Состав и размеры живописных
коллекций значительно изм ени-
лись в бурные и трагические годы
революций и Гражданской войны.
Ядро ораниенбаумского живопис-
ного собрания сегодня - это про-
изведения, хранящиеся во дворцах
Петра III и Китайском. Однако су-
щественная часть коллекции - это
и поступления последних шестиде-
сяти лет, т. е. послевоенного и со-
временного периодов. И м енно с
ними и знакомит экспозиция, раз-
вернутая ныне в Церковном кор-
пусе. Значительны поступления из
собрания Государственного Э рм и-
тажа. В 1960
1980-с годы были пе-
реданы большеформатные полотна
на библейские темы венецианско-
го живописца Якопо Пальма М лад-
шего (1544-1628), а также произ-
ведения мастеров флорентийской
и болонской школ, француза Жака
Куртуа (Бургиньона) (1621-1675),
работавшего в Италии, мастеров
Голландии и Фландрии. Из импе-
раторских собраний происходят
поступившие в Ораниенбаум жан-
ровые полотна австрийского живо-
писца Августа Квсрфурта (1696-
1761) - «Сцены на пристани*, пей-
заж венецианца Франческо Цука-
релли (1 702 -178 8) - «Пейзаж с
мельницей».
В связи с перераспределением
м узейны х ф ондов пригородны х
дворцов-музеев,
проведенны м
органами управления культурой
Ленинграда в 1960-е годы, в О ра-
ниенбаум поступи ли принадле-
жавшие ранее Гатчинскому двор-
цовому собранию несколько кар-
тин. В их числе - жанровое полот-
но голландца Герарда Сандерса
(1702-1788) - «Переселенцы*, на-
тю рморты немецкой худож ницы
Катарины К ен и г (Т рсй ) (1743—
1811) - «Дыня и виноград» и «Пер-
сики и виноград*, а также карти-
ны немецкого худож ника-анима-
листа, работавшего в России, ака-
демика Петербургской академии
худож еств
И оган на
Ф ри д ри ха
Пейзаж с мельницей. Цукарвлли. Ф ранческо (?). 1702-1788 гг.
32
История Гіете/ібуїмп.
Л ?
I (23)/2005
предыдущая страница 33 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 35 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст