Г и
/
х / г О '
ивописный Петербург
« М о я фена
Щюллов:
худофества.
..»
О.
П. Вареник
3 4
Н и один из европейских х у -
дожников не удостоился в X IX веке
такого грандиозного успеха и по-
клонения, какие выпали на долю
молодого русского художника Кар-
ла Павловича Брюллова, когда в
1833 году он представил для обо-
зрения публики в своей римской
мастерской картину «Последний
день П ом пеи »1. П исал Брю ллов
картину шесть лет. Заказчик карти-
ны - известный русский меценат и
благотворитель, князь А. Н. Деми-
дов-Сан-Д онато заплатил за нее
сорок тысяч франков2.
С раннего детства Карла Брюл-
ло (названного в честь деда по ма-
теринской л и н и и ) окруж ала ат-
мосфера искусства и строгого
воспитания. Его предки, ремеслен-
ники французы-протестанты, в по-
исках работы переселились в Гер-
манию, а затем его прадед, как не-
мецкий колонист, приехал еще в
1773 году в Россию. Отец Карла -
Павел Иванович Брюлло в Петер-
бурге был известны м резчиком,
модельщиком, гравером, живопис-
цем серебром и золотом по стеклу,
лепщ иком и позолотчиком . О н
преподавал в Императорской ака-
демии художеств и был известен
как масон. В своей семейной жиз-
ни Павел И ванович отличался
строгостью. Однажды он так уда-
рил Карла по лицу, за то, что маль-
чик без спроса взял его масонскую
шпагу с девизом «Стой за правду»,
что тот оглох на левое ухо на всю
жизнь. Карл, будучи в детстве бо-
лезненным. до семи лет почти не
вставал с постели. Л и ш ен н ы й
обы чны х детских игр, мальчик
рано научился погружаться в раз-
думья, в созерцательность, стал на-
блюдательным, развил в себе чув-
ства гармонии и красоты. О н по-
лучил прекрасное домашнее обра-
зование и, как все пятеро его бра-
тьев, продолж ил образование в
Академии художеств.
С редний из братьев - Карл
после окончания академии полу-
чил не только аттестат художника
«со шпагой» и золотой медалью, но
и в качестве особенной награды
«в а я т е л ъ н ы е
и н с т р у м е н т ы
на
первое время», по паре платья и са-
пог, нижнего и постельного белья,
а также «вынес пригорш ни наград,
получил все М алы е и Больш ие С е -
ребряны е м ед ал и*3.
Карл Брюллов.
Автопортрет в мундире
академиста.
1813-1816
г г .
Однако, обладая независимым
и гордым характером, он снискал
недовольство профессоров акаде-
мии теми своими работами, в ко-
торы х
проявлял
и н д и ви дуаль-
ность и самостоятельность, пренеб-
регая академическими правилами.
Из-за несогласия с назначенным
ему президентом Академии худо-
жеств А. Н. Олениным наставни-
ком Карл даже отказался от трех-
годичного академического пенси-
она. Поселился он у своего брата
Александра в каморке мастерской
при строительстве Исаакиевского
собора, где Александр получил ра-
боту. Старш ий на год, его брат с
утра до вечера пропадал на строй-
ке, а Карл для заработка начал пи-
сать уличные портреты. Тут про-
изошла первая случайность, изме-
нившая его жизнь. Заинтересовав-
шись его портретами и условиями
жизни, некоторые состоятельные
лю ди реш или помочь продолже-
нию образования молодого порт-
ретиста, как тогда было принято, за
границей. Пятеро инициаторов со-
здали на свои средства первое в
России «Общество поощрения ху-
дож ников», которое предложило
Карлу Брюлло поехать за их счет в
Италию на четыре года для даль-
нейшего образования. Н о гордый
Карл и тут проявил свою незави-
симость: он один не хочет ехать за
границу, соглашается только вмес-
те с братом, уверяя при этом чле-
нов общества, что из него, «быть
может, ничего не выйдет, а из бра-
та Александра непременно выйдет
человек*4, чем увеличивает расхо-
ды общества в два раза.
В апреле 1822 года «Общество
поощрения худож ников», собрав
необходимые средства, принимает
реш ение о назначении братьям
Брю лло «пенсионерства» в И та-
лию сроком на четыре года. При
вы писы вании заграничны х пас-
портов, в связи с тем, что общество
поощряло именно русских худож-
ников, братья Брю лло преврати-
лись в Брюлловых.
Через всю Европу до Рима до-
бирались братья на дилижансах це-
лы х девять месяцев. Перед ними
открылся совсем другой, незнако-
мый мир. Карл Брюллов, зная пять
языков, везде легко общался. О д-
нако,
как
писал
впоследствии
А. И. Бенуа, «и его, при всем его ап-
ломбе, все же как-то покачнуло от
всеобщей космополитической суто-
локи, и он как-то ошалел при виде
той, настоящей Италии, о которой
не думал и не гадал*5. За границей
братья занимались изучением за-
падноевропейского и античного ис-
кусства, много писали «женскую*
натуру (что не поощрялось в акаде-
мии), регулярно отчитывались пе-
ред обществом, выполняя договор-
ные предписания, встречались с со-
отечественниками. Когда так поко-
рившая всех картина Карла Брюл-
Исто/шн Петербурга. М I (2Л)/2Ш>Г>
предыдущая страница 35 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 37 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст