лова «Утро* была подарена «Обще-
ством поощ рения худож ников*
императрице Александре Федоров-
не, то государь Николай I пожелал
иметь в пару к ней еще одну карти-
ну, исполненную в той же манере.
К. Брюллов написал картину «Пол-
день*, которая стала своего рода
итогом его многолетних творческих
поисков. Впервые художнику уда-
лось изобразить не глаза, а взгляд,
передать настроение жаркого дня.
Но эта гениальная картина получи-
ла тогда неоднозначные отклики.
Императору (точнее государыне)
изображенная пышущая здоровьем
и энергией молодая красавица, со-
бирающая виноград, не совсем по-
нравилась. А тут и «Общество по-
ощрения художников* упрекнуло
Брюллова, что уже пошел пяты й
год его «пенсионерства», и оба бри-
та обошлись обществу уже в сорок
восемь тысяч рублей, а Карл при-
сылает лишь «игрушки*. Из-за это-
го упрека и других разногласий с
обществом гордый Брюллов отка-
зался от пенсиона. Друзья предло-
жили ему свою поддержку и увез-
ли на дачу в окрестностях Рима. Тут
произошла еще одна существенная
случайность. В один из дней 1827
года в гостиную дома, где жил
К. Брюллов, неожиданно стреми-
тельно вошла полная жизненной
энергии страстная брю нетка лет
двадцати пяти, с большими минда-
левидными, широко расставленны-
ми огненными глазами. Карл был
изумлен увиденным: это был его
образ женской красоты. В чертах
лица, осанке и в ее гордом достоин-
стве предстала его живая, настоя-
щая героиня «Полдня*. Не модель,
а именно образ, который он видел в
своем воображении и создал в кар-
тине. Встретить в действительнос-
ти свой идеал женской красоты -
не многим художникам выпадало
такое счастье в ж изни. И вот его
представили графине Ю лии Пав-
ловне Самойловой (рожд. гр. Скав-
ронской). Оказалось, что они дав-
но слышали друг о друге. Графиня
недавно разошлась с мужем, несмот-
ря на то, что этому союзу благово-
лил сам Александр I. За графиней
Юлией Павловной осталось родо-
вое имение Графская Славянка
близь Павловска, основанное в
1727 году на пожалованной в при-
дачу к графскому титулу земле по
соседству с собственной Сарской
Ліу
ивописный Петербург
мызой еще императрицей Екатери-
ной I - своему брату Карлу Самой-
ловичу Скавронскому, прадеду гра-
фини Ю лии Павловны. По женской
линии дедом графини Ю лии Пав-
ловны был генерал от кавалерии,
граф П. А. Пален - один из участни-
ков и организаторов дворцового пе-
реворота 11 марта 1801 года. Веро-
ятно, за это недоброй памяти род-
ство, а также за гордый и стропти-
вый нрав, проявившийся в разводе
с лю бимым флигель-адъютантом,
Александр I недолюбливал графи-
ню Самойлову. Однажды он выска-
зал публично недовольство посто-
янными съездами столичной знати
в ее имение, в Графскую Славянку.
На что и графиня во всеуслышание
отреагировала: «Ездят не в Славян-
ку, а к графине Самойловой, и, где
бы я ни была, будут продолжать ез-
дить ко мне*. Отец Ю лии Павлов-
ны - последний представитель
мужского поколения графов Скав-
ронских фаф Павел Мартынович -
был действительный камергер и
российский посол в Неаполе. А
другой ее дед, второй муж бабки,
приор Ордена св. Иоанна Иеруса-
лимского (Мальтийского), вице-ад-
мирал, граф Ю. П. Литга - богатей-
ший человек своего времени, оста-
вил ей громадное состояние. Это по-
зволило ей жить в Италии, имея дом
в Риме, несколько загородных вилл
и дворец в Милане, покровительство-
вать изящным искусствам. У графи-
ни Самойловой и Карла Брюллова
оказалось много общ их понятий,
взглядов, суждений, сходное чувство
свободы и независимости.
Слушая как-то с графиней Са-
мойловой оперу Д ж . П уччи ни
«Последний день Помпеи*, имев-
шую громадный успех в Италии,
Карл Брю ллов так был поражен
сюжетом, декорациями, печальной
судьбой действую щ их лиц, что,
вернувшись из театра, сразу же на-
бросал почти целиком всю компо-
зицию будущ ей картины 6. А тут
еще брат Александр, который зани-
мался два года зарисовкой и обме-
ром раскопок терм в Помпее, дав-
но и настойчиво советовал Карлу
посетить эти развалины, добавив
при этом, что в Помпею собирает-
ся графиня С ам ойлова7. И вот,
встретившись с женщиной, кото-
рая произвела на него столь силь-
ное впечатление, «в припадке те-
атрального восторга, усиленного
свежим впечатлением от только
что увиденных развалин погибше-
го города*, Брю ллов создает, по
выражению Н. В. Гоголя, «светлое
воскресенье ж ивописи*" - гени-
альную «Помпею*.
Там в левом углу картины, на
переднем плане, среди охваченных
ужасом людей гибнущего города,
Брюллов изобразил графиню С а-
мойлову в коленопреклоненном
образе страстно молящейся матери
с детьми. В отличие от других пер-
сонажей картины, их лица спокой-
ны, их вера в милосердие Божие так
велика, что они единственные в
этой бегущей и с ума сходящей тол-
пе остаются спокойны. Удивитель-
но выписаны глаза графини Самой-
ловой, или, вернее, взгляд, обра-
щенный к Господу Богу. Художник
силою искусства и своей любви за-
печатлел, как перед лицом смерти,
в Судный день обнажается вдруг вся
суть человеческих душ.
Затем Брюллов графиню С а-
мойлову и ее приемных детей пи-
сал много раз. И х дружба длилась
долгое годы. Графиня Ю лия Пав-
ловна часто сопровождала его в
путешествиях по Италии. Брю л-
лов постоянно бывал у нее дома в
Риме, на загородных виллах. Ему
было с ней просто и легко, с этой
независимой и непокорной краса-
вицей, богатой и умной графиней.
Отвечая взаимностью художнику,
она, по собственному выражению,
высоко «ценит редкий талант и ге-
ний этого необыкновенного чело-
века.
..* Ради нее Брюллов оставил
всех своих поклонниц. И тут про-
изошло одно событие, наделавшее
много шума в Риме. Рано утром
молодая женщина подъехала в ка-
рете к мосту через Тибр, расплати-
лась с извозчиком и на его глазах,
сняв ш ляпу и шаль, бросилась с
моста в реку. Спасти ее не удалось.
Позже выяснилось, что это была
натурщ ица, некая ф ранцуж енка
Демюлен, которая была безумно
влюблена в Карла Брюллова. У з-
нав о случившемся, Карл был по-
трясен и подавлен, не находил себе
места, страдал от нелепости про-
изошедшего. да и сплетни донима-
ли его на каждом углу. О н весь
ушел в работу: параллельное «Пом-
пеей* писал многочисленные пре-
восходные портреты.
Вместо четырех планируемых
лет Карл Брюллов провел в Италии
ІІтшінім Петгрбур/а.
-V»
I (23)/2005
предыдущая страница 36 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 38 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст