Г Ш
ивописный Петербург
36
целых тринадцать - треть своей
жизни. Вернулся Карл Павлович в
Россию уже мировой знаменитос-
тью. После чествования его в М ос-
кве. знакомства с А. С. Пушкиным,
который нарисовал в черновике
своих стихов профиль Брюллова и
ф рагмент картины «П оследний
день Помпеи»9, Брюллов вернулся
в Петербург, где он родился трид-
цать шесть лет назад. Ему была пре-
доставлена должность профессора
исторического класса в Академии
художеств и квартира покойного
ректора, скульптора И. П. Мартоса.
Многие заказывали ему портреты,
но Брюллов писал только тех лю -
дей, к которым был расположен,
кого хорошо знал и, главное, ува-
жал. Как свидетельствует современ-
ник, императору «Николаю Павло-
вичу очень хотелось, чтобы Брюл-
лов написал с него портрет, но он
долго надеялся, что Брюллов сде-
лает ему удовольствие, и сам будет
искать чести оставить потомству
его изображение*. Однако Брюл-
лов этой чести все не искал. Однаж-
ды, гуляя в Петергофском парке,
император случайно встретился с
художником и сказал ему: «Карл,
пиши мой портрет». Брюллов со-
слался, что в Петергофе у него нет
Карл Брюллов.
Автопортрет.
1834 г.
ни красок, ни кистей. Несколько
дней спустя в мастерскую Брюлло-
ва явился флигель-адъютант, сооб-
щив, что завтра государь изволит
прибыть на сеанс. Но Брюллову так
не хотелось писать по принужде-
нию, да еще и государя, к которому
весьма прохладно относилась гра-
финя Самойлова. И когда в назна-
ченное время император не появил-
ся в мастерской художника в тече-
ние десяти минут, Брюллов ушел,
предупредив своего подмастерья,
что, если прибудет император, пе-
редать: Брюллов, наслышанный о
пунктуальности его величества, ре-
шил, что сеанс отложен до другого
раза.
.. Изумленный Николай І толь-
ко и нашелся сказать: «Какой нетер-
пеливый мужчина!» Больше никог-
да речи об императорском портре
те не было. Хотя знак пожалован-
ного ордена св. Владимира 4-й сте-
пени Брюллов и нс носил, но, чтобы
уж совсем не доходить до демонст-
ративной дерзости, был вынужден
принять приглашение императрицы
Александры Федоровны летом 1837
года написать в Петергофе конный
портрет ее с сестрой - принцессой
П русской 10. Некоторое время он
жил во дворце, но все время нахо-
дил поводы, чтобы оттянуть и эту
работу, к которой так же не лежа ча
его душа. Прожив лето в Петерго-
фе и даже промучив под дождем
позирующую на коне государыню,
сам работая под навесом, он так и
не окончил заказанного портрета".
Достигнув сорокалетнего воз-
раста, Брюллов задумал жениться.
По воспоминаниям литератора (и
несостоявш егося
ж ивописца)
Д. В. Григоровича: «.
..наружность
его не имела, однако ж, ничего вну-
шительного: он был маленького ро-
ста, толстый, с выдающимся живо-
том, на коротеньких ножках; серые
глазки его, окруженные припухши-
ми красными веками, смотрели на-
смеш ливо; лоб его, соверш енно
прямой, отвесный, украшался бело-
курыми кудрями; он постоянно но-
сил серую коротенькую жакетку,
придававшую его круглой малень-
кой фигуре довольно комический
вид: но таково уже было тогда на-
строение, что все казалось в нем
прекрасным, даже величественным;
многие уверяли, что наружность
Брюллова, особенно голова с ее куд-
рями, напоминает по своему харак-
теру Зевеса Олимпийского*12.
ІІсіт>і>іія Петербщші.
.V-
І (231/2005
предыдущая страница 37 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст