Г Ц
/
у / Т Ь ^
и в о п и с н ы й П е т е р б у р г
Карл Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой с приемной
дочерью Амацилией Паччини («Маскарад»). Н е п о зд н е е 1842 г.
сам ошибся и, желая показать свою
картину кому-то, остановился пе-
ред копией своего ученика, пока-
зывая ее, вместо своей, так что
ученик должен был объяснить его
ошибку»17. О. Игнатием был напи-
сан почти весь трехъярусный ико-
ностас Свято-Троицкого собора
обители.
Карл Брюллов за свою твор-
ческую жизнь написал много ин-
тимных, интересных портретов,
таких как последний портрет бас-
нописца И. А. Крылова; жены
скульптора, баронессы И. И. Клодт;
поэта В. А. Жуковского. (После-
дний был отдан в лотерею, а выру-
ченные деньги обращены на выкуп
из крепостной зависимости мало-
российского поэта и художника
Т. Г. Шевченко.) Но после портре-
та графини Самойловой кисть его
ни разу не обратится к портрету па-
радному. И. как метко выразился
Г - -----------------------—
А. Н. Бенуа о двух женских порт-
ретах Брюллова: «.
..вероятно бла-
годаря особому отношению Брюл-
лова к изображенному лицу, ему
удалось выразить столько огня и
страсти, что, глядя на его женские
портреты, становится ясной сата-
нинская прелесть его очарователь-
ных моделей*18.
Его по-прежнему влекло к гра-
фине Юлии Павловне. Ее жажда
жизни и свободы, вольная незави-
симость, гордое пренебрежение
условностями, редкое умение пре-
небречь мнением толпы - ему са-
мому очень понятны и свойствен-
ны эти же качества. Поэтому вдох-
новенная работа над портретом
«Маскарад» в свое время восста-
новила его душевное равновесие,
успокоило и дало сил для дальней-
шей жизни.
Брюллов, расписывая «небо* на
верхотуре Исаакиевского собора,
Нгто/шн Петербурга.
Л»
I (23)/2005
сильно простудился, проболев более
полугола, потерял много заказов, и
как никогда болезненно переживал
свое одиночество и неустроенность.
Больной, подходя к окну и видя на
другом берегу Невы громаду Исаа-
киевского собора, он с горечью го-
ворил: «И это принимаю, как испы-
тание: вижу его, а другой пишет.
..» В
противоположность ему, брат Алек-
сандр переживал период всеобщего
признания. Его постройки в столи-
це возводились одна за другой; он
женился на баронессе Радь, приоб-
рел дом в Петербурге и дачу в Пав-
ловске; оформил для себя и Карла
возведение в дворянское достоин-
ство. А Карлу Брюллову становит-
ся все нестерпимей хуже.
В это тяжелое время Карл Пав-
лович получил тактичное пись-
менное приглашение от настояте-
ля Троице-Сергневой Приморской
пустыни, для которой он семь лет
назад написал запрестольный об-
раз, архимандрита Игнатия (Брян-
чанинова): «Душа Ваша представ-
лялась мне одиноко странствую-
щая в мире, - писал будущий свя-
титель, и, зная на собственном опы-
те, что лучший уход от страстей -
пострижение в монахи, он, сам всю
зиму проболев, написал прошение
о сложении с себя настоятельской
должности и увольнения на покой,
продолжал,
сердце мое к Вам от-
ворено, давно отворено. Давно ви-
дел я, что душа Ваша в земном хао-
се искала красоты, которая бы ее
удовлетворила. Ваши картины -
это выражения сильно стражду-
щей души*19.
Карл Брюллов.
Автопортрет. 1848 г.
предыдущая страница 39 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 41 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст