К. П. Брюллов хотел покоя,
уединения, раздумывал о предло-
жении удалиться от мира в монас-
тырь. но врачи настоятельно реко-
мендовали ему теплый климат, что
побудило его мечтать об отъезде в
свою любимую Италию, где расцве-
ло его творчество, встретить опять
графиню Юлию.
.. Он вспоминает
слова Гоголя, однажды сказанные:
«Когда вам все изменят, когда вам
больше ничего не остается такого,
чтобы привязывало вас к какому-
нибудь уголку мира, приезжайте в
Италию. Нет лучше участи, как
умереть в Риме; целой верстой
здесь человек ближе к Божеству*.
И вот безнадежно больной Брюл-
лов весной 1849 года покидает на-
всегда Россию. Но ему уже не суж-
дено было встретиться ни с графи-
ней Самойловой, ни с какой-либо
другой долгожданной «парной ду-
шой*. Прочувствовав, что было не-
когда сказано ему мудрым монахом,
в конце жизни он написал сисю от-
кровение брату: «Я никогда не же-
нюсь - жена моя - художества*.
Прожив еще три года под бла-
годатным небом Италии, 23 июня
1852 года Брюллов после обеда,
выкурив сигару, скоропостижно
умер на даче у своих знакомых ху-
дожников в местечке Манциана
близ Рима. Господь ему послал лег-
кую смерть. Похоронили его на
римском кладбище для иностран-
цев-некатолнков Монте Тестаччо.
Старший брат, архитектор Алек-
сандр Брюллов, разработал проект
памятника на могиле Карла, кото-
рый представляет собой беломра-
морный саркофаг античной формы,
имеющий вместе с цоколем пять
аршин высоты (3,5 м). С лицевой
стороны помещено в полусфери-
ческом углублении горельефное
изображение головы усопшего -
копня с прекрасного бюста, сделан-
ного И. 11. Вигати в бытность Брюл-
лова в Москве. Наверху, в полу-
круглом фронтоне, находится рель-
еф, аллегорически гласящий о зна-
чении Брюллова для искусства:
между олицетворением Невы и
Гибра, то есть мест рождения и
смерти художника, сидит царствен-
но-величественная женщина - Ака-
демия художеств: подле нее стоят
Архитектура, Скульптура и Живо-
пись. Последняя протягивает руку
к уходящему Брюллову, а левой
указывает ему на Академию худо-
и в о п и с н ы й П е т е р б у р г
жеств, взрастившую его и как бы
сохраняющую память о нем.
Графиня К). II. Самойлова пе-
режила его на двадцать лет и так
же нашла вечный покой в Италии.
Ее родовое имение Граі|)ская Сла-
вянка после ее смерти отошло в
казну и стало называться Царской
Славянкой (ныне поселок «Дина-
мо*). Во дворце с «продуманной
планировкой, удобным размеще-
нием всех помещений и уютных,
комфортабельных интерьеров»,
который перестраивал Александр
Брюллов, с конца XIX века разме-
стился патронируемый великой
княгиней Ольгой Александровной
Олыннский детский приют трудо-
любия, по традиции обращенный
после революции в колонию для
беспризорников. Во время Совет-
ско-германской войны Царскосла-
вянский дворец принял штаб Ис-
панской («голубой») дивизии вер-
махта, а после войны совершенно
заброшенный, постепенно разру-
шаясь, пришел к нынешнему состо-
янию совершенных развалин.
..
Эмилия Тимм через несколь-
ко лет после развода вышла замуж
за сына издателя «Северной пче-
лы* Н. И. Греча, жила то в Петер-
бурге. то в Риге, то за границей. По
игре судьбы она была похоронена
в Павловске, рядом с братом Кар-
ла Брюллова Александром.
Архимандрит Игнатий (Брян-
чанинов) прожил в Тронце-Серги-
евой пустыни двадцать четыре года,
так и не дождавшись в своей оби-
тели Карла Брюллова. Спустя пять
лет после смерти художника он
был назначен
п р а в я щ и м
еписко-
пом на Кавказскую кафедру, где,
прослужив четыре года, ушел на
покой в Ни коло-Бабаеве кий мона-
стырь. Архимандрит Игнатий (Ма-
лышев) скончался ровно тридцать
лет спустя после своего духовного
наставника, в 1897 году, и был по-
гребен в склепе (ныне не существу-
ющего) Воскресенского собора
монастыря. «Весьма знаменатель-
но, что, неся духовную радость
людям, оба Игнатия ушли в веч-
ность в Пасхальные дни*20.
Свято-Троицкий собор Серги-
евой пустыни был закрыт в 1931
году и сорок лет назад, в 1962 году,
был преступно взорван. Где нахо-
дится брюлловская икона, неизве-
стно. В храме св. преподобного Сер-
гия Радонежского был устроен
клуб, а на месте уничтоженного
мраморного «брюлловского* ико-
ностаса развернута сцена.
Русской православной церко-
вью святитель Игнатий, епископ
Кавказский и преподобный Игна-
тий прославлен в Лике Святых
(память 30 апреля / 12 мая). Де-
сять лет назад возродилась и самая
Тронце-Сергиева Приморская пу-
стынь. Сохранились в монастыре
настоятельские кельи почитаемых
подвижников. И не забыт потру-
дившийся на благо обители и на-
шедший в ней духовную поддерж-
ку великий русский художник
Карл Павлович Брюллов.
1
П етр ов В. Н . К. П . Брю ллов. П осл едн и й день П ом п еи . Л .
. 1962. С . 107.
’ Лебедева Л . Гибель П ом п еи . С П б ., 1998. С . 8.
5 П е тр о в а О . Ф . К ар л П авл ови ч Б р ю л л ов / / 50 б и о гр аф и й м астеров р усск о го
и ск усств а . Л ., 1970. С . 92.
* Л еон тьева Г. Карл Брю ллов. Л .
. 1976. С . 38.
5 Б ен уа А . Карл Б р ю лл ов / / А л п а то в М . и др. И ск усств о . М .
. 1969. С . 396.
•Там же. С . 397.
7 О л ь Г. А т ск с а н д р Брю ллов. Л ., 1983. С . 32.
"Го го л ь Н . « П осл едний день П ом пеи » Брю ллова // А л пато в М . и др. Указ. соч.
С . 392.
• Ж уй ко ва Р. Г. П ортретн ы е р и сун ки П уш ки н а. С П б ., 1996. С . 65. 88.
10 Гущ ин В. А . И сто р и я П етергоф а и его окрестностей. С П б .
. 2001. К н . 1. С . 433.
" Л е о н т ь е в а Г. Указ. соч. С . 192.
" Г р и г о р о в и ч Д . В. Л и тер атур н ы е восп ом и н ан и я. М .
. 1961. С . 56.
" Л е о н т ь е в а Г. Указ. соч. С . 236.
" П анаев И . И . Л и тер атур н ы е воспом инания. М .
. 1988. С . 132. 381.
'■ '■ Антонов В. В.
. К обак А . В. С в я ты н и С ан кт-П етер бур га. С П б .
. 1994. Т. 1. С . 55.
"■ Владимир |Котляров), м итр. О б и те л ь северной столи ц ы С в я то -Т р о и ц к ая С е р -
гиева п усты н ь. С П б ., 2002. С . 118.
" Ж и з н е о п и с а н и е архим андрита И гн ати я (М ал ы ш ева), бы вш его настоятеля Тро-
и ц е-С ер ги ев о й п усты н и . С П б .
. 1899. С . 18.
“ Б енуа А . Указ. соч. С . 402.
“ И гн а ти й |Б рянчанинов), Е п . С тавр о п о л ьск и й , С в т. Тв о р ен и я . [М .], 1996.
70 Н и к о л а й (П а р ам о н о в ), иг. В н о в ь возрож дается оби тел ь // В л ади м и р (К о тл я -
ров]. У к аз. соч.
3 9
Исто/шя Петербурга. М I (23)/2005
предыдущая страница 40 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 42 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст