етербургская семья
предки
Юокуіаевш
и
Приморские
К. В.
О в ч и н н и к о в
Работая над архивом своего
отца - архитектора и поэта Влади-
мира Федоровича Овчинникова, я
заинтересовался своей родослов-
ной. О предках по отцовской ли-
нии я знал довольно много по вос-
поминаниям (в основном они из
купеческого сословия). О материн-
ской же линии я знал очень мало,
и поэтому мои поиски в основном
сосредоточились на ней.
Еще с детских лет я знал, что
мамин отец, Александр Георгиевич
Приморский, был священником,
умер он в годы Гражданской вой-
ны. Священником был и отец ба-
бушки - Геннадий Докучаев, кото-
рый умер еще до революции. Как
мама, так и бабушка очень мало и
неохотно рассказывали о своих
родителях-священниках, а в семей-
ных альбомах среди множества
фотографий их изображения от-
сутствовали. В те годы принадлеж-
ность к духовному сословию счи-
талась социальным изъяном и мог-
ла повлиять на судьбу человека.
Мать это испытала на себе: ее в 1925
году исключили из университета,
узнав, что она дочь священника.
К сожалению, к тому времени,
когда я решил собирать сведения о
маминой родословной, в живых
остались очень немногие из тех,
кто мог что-либо рассказать, по-
этому основная надежда была на
архивные поиски.
Одним из главных источников
сведений о церковнослужителях
являются клировые ведомости, в
которых фиксировались биогра-
фические сведения, этапы службы,
семейное положение, награды и
прочее. Духовенство в России де-
лилось по принадлежности к двух
ведомствам: Священному Синоду
и Ведомству военного и морского
духовенства. Для поисков очень
важно было знать, к какому ведом-
ству принадлежал священник, гак
как фонды этих ведомств находи-
лись в разных архивах.
И, конечно, надо было знать
храмы, в которых служили свя-
щенники, так как клировые ведо-
мости группировались в архивах
но топологическому признаку. По-
скольку я ничего о храмах не знал,
то приступил к просмотру справоч-
ника «Весь Петербург», начав с
1917 года и постепенно углубляясь
во времени.
Просматривая Докучаевых и
Приморских, я нашел последнее
место службы моего деда Алексан-
дра Приморского - церковь 18-го
Саперного батальона. Нашел я све-
дения и о его отце Георгии Алек-
сандровиче. О Геннадии Докучае-
ве сведений не было, это и понят-
но, так как, по словам сестры ба-
бушки, он жил где-то под Гдовом.
Зато нашел его братьев - Павла и
Иоанна (Ивана). Они были тоже
священниками. Нашлись сведения
и об их родителях.
Параллельно просмотрел цер-
ковную периодику за эти годы, из
которой узнал дополнительные
факты.
В результате этих поисков мне
стало ясно, что Докучаевы и При-
морские были потомственными
священниками, большинство из
которых относились к военному
духовенству. Жизнь и пасторская
деятельность многих из них связа-
на с Петербургом.
Ратные дела на Руси с давних
времен шли рука об руку с симво-
лами ве()ы. Иконы с ликами свя-
тых покровителей осеняли воинов,
вдохновляли на подвиги, хранили
в трудные минуты. И в мирное вре-
мя, и в дни войн до 1917 года во
всех воинских формированиях
были священнослужители, в мес-
тах постоянных дислокаций стро-
ились воинские храмы, в походах
их заменяли переносные церкви. В
каждой части были свои главные
церковные праздники. Например,
для Измайловского полка и для
Саперного батальона это была Тро-
История Пгт
1
'
1
яЦцни. М I (23)/2005
ица. Священники принимали во-
инскую присягу, присутствовали
на всех учениях, парадах, торже-
ствах, церемониях.
Буду придерживаться хроно-
логии и начну с Докучаевых. Это
довольно распространенная фами-
лия среди церковнослужителей
(вспомним отца известного акаде-
мії
ка-почвоведа).
Иван
Петрович
Докучаев
(1819-1866), мой прапрадед, ро-
дился в Тверской губернии, окон-
чил Тверскую духовную семина-
рию. Вся его дальнейшая судьба
связана с русской армией: Кремен-
чугский егерский полк, Гренадерс-
кий Перновский полк (Пернов
г. Пярну) и, наконец, лейб-гвардии
Стрелковый батальон, расквартиро-
ванный в Царском Селе. В 1860-е
годы батальон размещался в дере-
вянных казармах на Павловском
шоссе, а рядом стояла деревянная
батальонная церковь Засима и Сав-
ватия. Здесь до самой кончины и
служил Иван Петрович. В Царском
Селе родились его две дочери и пять
сыновей, двое из которых - Генна-
дий и Павел стали священниками.
Геннадий Иванович Докучаев
(1858-1897), мой прадед, окончил
Петербургскую духовную семина-
рию, а потом и академию в 1881
году и был определен к церкви Кон-
стантиновского дворца, а с 1884
года и до конца жизни был священ-
ником церкви Рождества Пресвя-
той Богородицы села Пенино Гдов-
ского уезда. Это село упоминается
еще в летописи XV века (ныне это
село относится к Сланцевскому
району Ленинградской области).
Деревянная церковь Рождества
была построена в конце XVIII века
близ кладбища на дороге Осмино-
Гдов. Рядом, у почитаемого жите-
лями источника, очень живопис-
но стояла часовня Великомучени-
цы Парасковьн Пятницы. Вскоре
после смерти отца Геннадия вмес-
то уже обветшавшей деревянной
предыдущая страница 41 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 43 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст