в булочку «золотой», а приемному
- простую монетку. Л во-вторых,
Алексей переживал разлуку с бра-
т о м
Михаилом. Это чувство про-
шло через всю его жизнь. Будучи
взрослым, умирая, он звал: «Миша!
Миша!» У некоторых наших род-
ственников существовало мнение,
что Надежда Алексеевна вообще
взяла его к себе, чтобы он помогал
учиться ее сыну.
Двенадцати лет (1899) Алексей
был принят во 2-е Петербургское
реальное училище, а после его окон-
чания (1905) еще год, как и Миха-
ил, занимался дополнительно. За-
мечу. что через несколько лет в то
реальное училище (называвшееся
тогда 2-е Петроградское) поступил
будущий писатель, автор известной
«Республики Шкид* - Алексей
Иванович Пантелеев3. Алексей же
Гаккель жил у Н. А. Бакеркнной до
окончательного завершения заня-
тий в реальном училище.
Жизнь братьев после окончания
реальных училищ
В Петербурге братья стали
жить вместе, самостоятельно, пе-
риодически подрабатывая. Были
очень дружны, их так и называли
везде - «братья*. Одновременно
(1909) они стали студентами ву-
зов: Алексей - Института путей
сообщения, Михаил - Технологи-
ческого института (механическо-
го отделения).
Когда началась Первая миро-
вая война, братья, как и многие
другие молодые люди, ушли на
фронт «вольноонределяюшим и-
ся*. Каждый из них подал в свой
институт (сентябрь 1914 г.) «про-
шение о временном отчислении*6.
Первоначально они были кур-
сантами учебно-автомобильной
роты, а на фронте - водителями
броневиков одного подразделения.
За активное участие в боевых опе-
рациях получили по Георгиевско-
му кресту. С войны вернулись вес-
ной 1918 года.
Сразу пришлось думать преж-
де всего о заработках на жизнь.
Михаил Адольфович, например,
поступил на завод «Эриксон*, где
был назначен помощником заведу-
ющего (полное название: «Автомо-
бильные
мастерские
и
завод
А. А. Эриксон»). Алексей Адольфо-
вич стал работать счетчиком на
У У етербургская семья
Михаил Гаккель - студент
Санкт-Петербургского
технологического института
(п рим ерно 1913 г.)
2-м Государственном ипподроме. В
этом же, 1918 году он женился на Ли-
дии Николаевне Бадер. Она окон-
чила Петербургский женский педа-
гогический институт (1907) и всю
жизнь преподавала математику.
Некоторое время Михаил жил
в семье молодоженов, был очень
дружен с новыми родственниками
(родителями Лидии Николаевны),
Женился он позже (1925).
Братья вновь стали студента-
ми, но времена изменились - про-
изошла Октябрьская революция.
При «восстановлении* были неко-
торые осложнения из-за «непроле-
тарского* происхождения. Алек-
сей Адольфович вынужден был
подать заявление об освобожде-
нии от платы за обучение («скуд-
ный* заработок и семейное поло-
жение - росла дочь).
Дипломное проектирование он
готовил под руководством профес-
сора Г. П. Передерия7. Комиссия
при защите высоко оценила проект
и рекомендовала его к внедрению.
Впоследствии
работа
Алексея
Адольфовича была тесно связана с
деятельностью своего учителя.
Будучи студентом, Михаил
Адольфович являлся членом Пре-
зидиума Технологического инсти-
тута (1921 -1923).
Высшие учебные заведения
братья окончили одновременно
(1923). Алексей получил диплом
ннженера-мостостроителя, Миха-
ил - инженера-технолога по холод-
ной обработке металлов.
Инженерная деятельность
братьев
После окончания института
Алексей Адольфович работал от
Ленинградского управления стро-
ительством.
Алексей Адольфович с женой
и дочерьми. 1930-е гг.
Его самостоятельная карьера
началась в г. Острове Псковской
области с капитального ремонта
подвесного моста. Мост был пост-
роен почти 100 лет назад (середина
XIX века). Разрушили его Граждан-
ская война и бурное половодье 1924
года. На восстановительных рабо-
тах трудились около 150 человек
под руководством А. А. Гаккеля*.
В 1925-1926 годах остатки со-
оружения были разобраны и полно-
стью перестроены. Многое деревян-
ные формы были заменены желез-
ными. Сохранен был лишь внешний
вид. Мост устоят в Отечественную
войну и долго еще существо ват как
достопримечательность города -
двухпролетный цепной пешеход-
ный переход через реку Великую.
Когда возникла проблема стро-
ительства нового моста в Вологде,
обратились к известному ученому-
мостостроителю Г. П. Передерию.
Он предложил взять за основу
дипломный проект А. А. Гаккеля
(трехпролетный с железобетон-
ным пролетным строением на ка-
менных опорах). По рекомендации
Г. П. Передерия начатьником стро-
ительства был приглашен автор
исходного проекта. Построен был
мост за 2,5 года. Этого удаюсь до-
Иепюрия
11
г
111
С
1
Н~)ц
1
>/<
1
. № I (2.11/200.1
предыдущая страница 46 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст