т ц ы г о р о д а
В.
А. Бачииии
Я
как
^
елтноЗныйтт
Когда мы размышляем о том,
что происходило с Россией, паро-
дом, государством и его новой сто-
лицей во время петровских преоб-
разований, то нельзя упускать из
виду того, что в то же самое время
происходило с главным виновни-
ком всех метаморфоз - самим ца-
рем Петром, с его характером, ду-
шой, с его политическим, нравствен-
пым,
религиозным
сознанием.
Крайне важно постичь суть того
типа религиозности, каковым обла-
дал русский монарх, поскольку для
христианина это наиболее глубин-
ный уровень мотивации, под влия-
нием которого находятся все ос-
тальные мотивационные уровни.
Петр не был истово верующим
человеком. У него отсутствовала
склонность к мистическому миро-
созерцанию. Его отношение к пра-
вославной церкви было, мягко го-
воря, неоднозначным. Вместе с тем
он, несмотря на ярко выраженную
симпатию к цивилизованности ев-
ропейских, преимущественно про-
тестантских стран, не стал протес-
тантом. Не был он и безбожником-
атеистом, хотя на его совести не-
мало проступков с явно безбожной
иапраелейностью.
Архимандрит Иоанн (Эконом-
нее) так писал о религиозности
Петра: «Ч увство мистического
восприятия Церкви у него было
атрофировано. Он был совершен-
но равнодушен к церковной догма-
тике. Обряды вызывали у него ско-
рее иронию и даже какое-то сата-
нинское искушение к пародийно-
му фарсу.
.. Безусловно, Петр бы
обошелся без православного хрис-
тианства - протестантские концеп-
ции были понятнее для него и бо-
лее подходили для его целей, но
они не имели никаких шансов уко-
рениться в огромной стране, аль-
тернативы православию не суще-
ствовало. Царь мог пародировать
православные обряды на всеш у-
тейном соборе, но обойтись без
православия он не мог*'.
Личная вера Петра
Первые представления о сути
христианской веры Петр получил
в период первоначального образо-
вания. с нятилетнего до десятилет-
него возраста. Грамотный и добро-
нравный дьяк Никита Зотов, слу-
живший в приказе, ведавшем фи-
нансами, был приставлен к пяти-
летнему Петру, чтобы обучать его
грамоте. После освоения азбуки
они прочли Часослов, Псалтирь и
Евангелие, и тем самы м как бы
выполнили то, что требовалось на
начальной ступени образования в
древнерусском царском обиходе.
Что же касается настоящего,
полноценного религиозного, хрис-
тианского воспитания, то его Петр
не получил. Собственная же, внут-
ренняя, прирожденная религиоз-
ность его души была незначитель-
ной и слабо проявлялась в его по-
вседневном внешнем поведении.
Л иш ь в особые, критические мо-
менты личной или общегосудар-
ственной жизни религиозное созна-
ние Петра как бы просыпалось, вы-
ходило из дремотного состояния.
Русские историки нередко пре-
увеличивали религиозность Петра.
Так, С. М . Соловьев, например, пи-
сал: «Сознание обязанностей сво-
их к Богу, глубокое религиозное
чувство высказывалось постоянно
у Петра, поднимато дух в его бедах
и не давало заноситься в счастье».
Исследователь приводит слова
Петра из программы к празднова-
нию Нипггадтского мира: «Сие по-
истине чудо Божие; тут возможно
видеть, что все умы человеческие
ничто есть против воли Божией».
Или вот еще одно высказывание,
принадлежащее Петру и кочующее
по книгам о нем: «Кто забывает Бога
н Его не хранит, тот при всей своей
работе не будет иметь успеха и маю
пользы получит».
Основание Петербурга Петром I
в
1703 г. Дореволюционная открытка
Думается, что репризы такого
рода вряд ли следует считать вы-
ражением личной веры Петра. Как
ум ны й правитель, радеющий о
благе государства и признающий
дисциплинарную эффективность
христианства, Петр периодически
изрекай глубокомысленные сентен-
ции религиозно-нравственного ха-
рактера. Этого требовали обстоя-
тельства времени и места.
Ж аж да небесного покрови-
тельства в значимых морских пред-
приятиях заставила Петра давать
своим первым судам, строившим-
ся в Архангельске, характерные на-
звания: «Святой Павел», «Святой
Петр», «Святое Пророчество».
О
склонности Петра обращать-
ся к Богу при экстраординарных
событиях свидетельствует случай
его спасения от гибели во время
шторма в Белом море. В июне 1694
года царь решил отправиться на
3
Ит ш уия Петербурга.
Л? /
(23)/2005
предыдущая страница 4 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст