&
о р о д с к о й ф о л ь к л о р
И. А. Сицдаловский
Юопеше.
история
гскоя
фбіфш
Если верить петербургскому
городскому фольклору, то легенда
о том, что когда-нибудь в будущем
на топких берегах Невы возникнет
столичный город, появилась среди
аборигенов Приневского края еще
в I веке христианской зры. Она свя-
зана с именем одного из первых и
любимых учеников Христа - апос-
тола Андрея, который, согласно
евангельскому мифу, проповедовал
христианство в скифских землях и
на территории будущего русского
государства. Вот как эта легенда
излагается в анонимном произведе-
нии XVIII века «О зачатии и зда-
нии царствующего града Санкт-Пе-
тербурга*: «По вознесении Господ-
нем на небеса, апостол Христов
святый Андрей Первозванный на
пустых Киевских горах, где ныне
град Киев, водрузил святый крест
н предвозвестил о здании града
Киева
и
о благочестии, а
по
пришествии в великий Славенск
(Новгород. -
Лет.),
от великого
Славенска святый апостол, следуя
к стране Санктпетербургской, от-
шед около 60 верст <.„> водрузил
жезл свой в Друзино (Грузино. -
Авт.). <.
..>
От Друзи на святый апо-
стол Христов Андрей Первозван-
ный имел шествие рекою Волхо-
вом и озером Невом и рекою Не-
вою сквозь места царствующего
града Санктиетербурга в Варяжс-
кое море, и в шествие оные места,
где царствующий град Санктпетер-
бург, не без благословения его апо-
стольского, были. Ибо <.
..> издрев-
ле на оных местах многажды види-
мо было света сияние*. Согласно
некоторым легендам, апостол Анд-
рей добрался до самого Валаама и
гам на берегу озера якобы водрузил
еще один крест - каменный.
Этот мистический сюжет че-
рез много веков получил неожи-
данное продолжение. Легенды ко-
ренных жителей Приневья утвер-
ждают, что в год начала Северной
войны, а это всего лишь за три года
до основания Петербурга, «чудес-
ный свет, издревле игравший нал
островами невской дельты, нео-
быкновенно усилился*.
В сказочном созидании Петер-
бурга роль одного из двенадцати
апостолов, якобы благословившего
место будущего города, велика. Не
случайно, но легенде, Петр Великий
обнаруживает-таки мощи святого
Андрея Первозванного, хотя, со-
гласно христианской традиции,
«муж сильный святой Андрей» му-
ченически кончил свою жизнь в
греческом городе Патры, где был
распят на кресте, имевшем форму
«X*. Впоследствии этот так назы-
ваемый андреевский крест стал эле-
ментом флага военно-морских сил
России, который представляет со-
бой прямоугольное белое полотни-
ще с диагональным голубым крес-
том. Флаг- был учрежден Петром I
еще до основания Петербурга, в
1699 году, однако живет легенда, что
идея такого флага возникла у Пет-
ра уже в петербургский период ис-
тории России. Будто бы однажды,
мучительно размышляя о внешнем
виде и форме первого русского во-
енно-морского флага, Петр случай-
но взглянул в окно своего Домика,
что на Петербургской стороне, и за-
мер от неожиданности. На светлых
вымощенных плитах двора отпеча-
талась четкая тень оконного перепле-
та. Похоже, именно об этом и думал
часами император. Он тут же схва-
тил лист бумаги и набросал эскиз.
Так, если верить легенде, и зароди-
лась первая мысль о косом, андреев-
ском. кресте на белом полотнище.
В настоящее время в Петербур-
ге рассматривается проект уста-
новки памятника Андрею Перво-
званному работы петербургского
скульптора Альберта Чаркина. По
его предложению скульптура дол-
жна быть установлена на Москов-
ском шоссе. Именно там, по преда-
нию, проходил путь Андрея.
Территория, по которой шел,
проповедуя христианство, Андрей
Первозванный, была хорошо изве-
стна как Ингерманландия. Это одно
из названий древней земли, распо-
ложенной по берегам Невы и в юго-
западной части Прнладожья. Зем-
ли эти были вполне обжитыми еще
в XII веке. Здесь обитали финно-
прибалтийские племена нжора,
карела, водь, а все Приневье на ме-
стных
языках
называлось
1пкеппшаа (земля Инкери). то есть
земля вдоль реки Ижоры (финс-
кое - 1пкеге^). Кстати, древние
славяне этот край так и называли
- Ижорская земля. Позже, когда
Приневье стало провинцией Швед-
ского королевства, появилось на-
звание Ингерманланд, которое
широко бытовало в первой четвер-
ти X V III века. По поводу этого
шведского названия Приневского
края существует одна красивая ле-
генда. Будто бы «1пдегтап1ап(1» -
это «Земля людей Ингегерд*. то
есть «людей шведской принцессы
Ингегерд, выданной замуж за
Ярослава Мудрого*. Она-де полу-
чила весь этот край в качестве сва-
дебного подарка русского князя.
Если верить старинным преда-
ниям, стены шведской крепости
Ниеншанц, что находилась на тер-
ритории современного Петербур-
га, были выкрашены в красный
цвет. Это один из цветов трехцвет-
ного национального флага ннгер-
манландцев, символика которого
означает: желтое поле - достояние,
хлеб изобилие: голубые полосы -
вода, Нева, озера: красный цвет -
символический образ власти.
С 1228 года Ингерманландией
владел Великий Новгород. В 1240
году шведы предприняли попытку'
завладеть
Ингерманландией.
Шведским войском командовал
зять короля Эрика - ярл Биргер.
Русскими
- сын
князя
Ярос-
лава Всеволодовича Александр.
15 июля 1240 года Александр на-
нес сокрушительное поражение
шведам в Невской битве, как по-
зднее назвали ее историки. Знаме-
нитое сражение произошло вбли-
IІспю/нін ІІгтгі>6уі>/ч.
Л?
I (23)/2005
предыдущая страница 52 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст