О ?-
ородскои фольклор
зи впадения в Неву реки Ижоры.
В результате кровопролитного боя
шведы были разгромлены. Фольк-
лорная традиция придает этой по-
беде столь высокое значение, что в
летописных источниках на протя-
жении столетий даже статус пред-
водителя шведских войск несколь-
ко раз меняется в сторону его по-
вышения. Если в ранних источни-
ках это был просто «князь», то в
более поздних
ярл Биргер, а за-
тем и сам шведский король. Не
случайно одним из самых значи-
тельных эпизодов большинства
предании об этой битве считается
ранение, полученное шведским
полководцем от копья самого Алек-
сандра Ярославпча. Не говоря уже
о том, что за эту блестящую побе-
ду князь Александр получил про-
звище Невский.
Несмотря на очевидность того
исторического факта, что знамени-
тая битва произошла при впадении
реки 11жоры в Неву, позднее преда-
ние переносит ее гораздо ниже но
течению Невы, к устью Черной реч-
ки, ныне Монастырки
туда, где
Петру угодно было основать Алек-
сандро-Невскую лавру. Верил ли
Петр I в предание, или то была его
умышленная ошибка? Скорее все-
го, да. Возведение монастыря на
предполагаемом месте Невской
битвы должно было продемонстри-
ровать всему миру непрерывность
исторической традиции борьбы
России за выход к морю. В каче-
стве аргументации этой «умышлен-
ной ошибки» петербургские исто-
рики и бытописатели приводят ме-
стную легенду о том, что еще «ста-
рые купцы, которые со шведами
торговали», называли Черную реч-
ку «Викторы», переиначивая на
русский лад еще более древнее
финское или шведское имя. По од-
ной из местных легенд, вдоль Чер-
ной речки стояла «деревня Вихту-
ла, которую первоначально описы-
ватели местности Петербурга, по
слуху, с чего-то назвали Викторы,
приурочивая к ней место боя Алек-
сандра Невского с Биргером». Уже
потом, при Петре Великом, этому
«Викторы» придали его высокое
латинское значение - «Победа*.
А еще одна из многочисленных
легенд утверждает, что «Александ-
ров храм», как называли в то вре-
мя лавру, построен на том месте,
где перед сражением со шведами
старейшина Ижорской земли воин
Пелгусий увидел во сне святых
Бориса и Глеба, которые будто бы
сказали ему, что «спешат на по-
мощь своему сроднику», то есть
Александру. Во время самой бит-
вы, согласно другой старинной ле-
генде, произошло немало необъяс-
нимых с точки зрения обыкновен-
ной логики «чудес», которые пред-
ставляют собой своеобразное от-
ражение конкретной исторической
реальности в народной фантазии.
Так, если верить летописям, Алек-
сандр со своей дружиной бил шве-
дов на левом берегу Ижоры. Но
после битвы множество мертвых
шведов было обнаружено на про-
тивоположном,
правом
берегу
реки, что, по мнению летописца, не
могло произойти без вмешатель-
ства высших небесных сил.
Таким образом, закладка мона-
стыря на легендарном месте исто-
рической Невской битвы, по за-
мыслу Петра I, позволяла Петербур-
гу приобрести небесного покрови-
теля, задолго до того канонизиро-
ванного церковью - Александра
Невского - святого, ничуть не ме-
нее значительного для Петербурга,
чем. скажем, Георгий Победоносец
для Москвы. И если святой Алек-
сандр уступал святому Георгию в
возрасте, то при этом обладал нео-
споримым преимуществом: был ре-
альной исторической личностью,
что приобретало неоценимое значе-
ние в борьбе с противниками про-
водимых Петром реформ.
Между тем известно, что ме-
мориальный храм при впадении
реки Ижоры в Неву, посвященный
князю Александру Невскому, из-
давна стоял и на том месте, где в
действительности происходила
историческая битва. Первое доку-
ментальное упоминание о нем от-
носится еще к 1576 году. Сохрани-
лись и более давние, известные из
легенд свидетельства о том, что на
этом месте и раньше существовала
церковь. Так или иначе, но после
тога, как эти земли были вновь от-
< 2 д П г ік іИ іт и и л (/Ь а п о л и '& а ц н і< л г б (< п ь ь л ,
1< 1Л п /,{Л н *{О с л л а п '1/ь
. є
М ф у р к п ^ л е ^ ы и
(п н м гги ^ і+ п ї< о л *» у т к (т т м іо п л ^ 4 у
А
І Ц ^ а н н
и л и п і г л а ^ і і У А і і « П 'і к , е іп г іу / іл
Битва дружины Новгородского князя Александра Ярославина (Невского)
со шведами на Неве в 1240 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода
XVI в.
История Петербурга.
.\»
I (23)/2005
предыдущая страница 53 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст