у;
о р о д с к о й ф о л ь к л о р
воеваны у шведов, деревянная цер-
ковь в Усть-Ижоре была восстанов-
лена, а в конце XVIII века замене-
на на каменную. Затем церковь не-
сколько раз обновлялась н пере-
страивалась. пока в результате
очередной
перестройки
1875-
1876 годов не приобрела современ-
ный вид. В 1930-х годах храм был
закрыт, но в 1988 году вновь пере-
дан верующим.
В XV веке Александр Невский
был канонизирован Русской пра-
вославной церковью, а в начале
XVIII века Петр I возвел его в чин
небесного покровителя Санкт-Пе-
тербурга. Петра не покидала убеж-
денность в политической необхо-
димости объединения во времени
и пространстве двух событий -
победы Александра Невского и ос-
нования новой столицы.
В августе 1724 года мощи свя-
того Александра Невского с боль-
шой помпой были перенесены из
Владимира, где они до того време-
ни хранились, в Санкт-Петербург.
По значению это событие прирав-
нивалось современниками к зак-
лючению мира со Швецией. Кара-
ван, на котором мощи доставили в
Петербург, царь с ближайшими са-
новниками встретил у Шлиссель-
бурга и, согласно преданиям, сам
стал у руля галеры, а бывшие с ним
приближенные сели за весла.
Воинствующий атеизм после-
революционных лет породил леген-
ду о том, что на самом деле ника-
ких мощей в Александре- Невской
лавре никогда не было. Будто остан-
ки Александра Невского (если толь-
ко они вообще сохранились в ка-
ком-либо виде, наставительно до-
бавляет легенда) сгорели во Влади-
мире во в|Х'мя одного из пожаров.
Вместо мощей Петру I привезли
несколько обгорелых костей, кото-
рые, согласно легендам, пришлось
спешно «реставрировать», чтобы
представить царю в «надлежащем
виде*. По другой, столь же малове-
роятной легенде, в Коллине, куда
Петр специально выехал для встре-
чи мощей, он велел вскрыть раку.
Рака оказалась пустой. Тогда царь
«приказал набрать разных костей,
что валялись на берегу*. Кости сто-
жили в раку, вновь погрузили на
корабль и повезли в Петербург, где
их торжественно встречали духо-
венство, войска и народ.
Во избежание толков и пере-
судов Петр будто бы запер гробни-
цу на ключ. Легенда эта включает
фрагмент старинного предания,
бытовавшего еще среди раскольни-
ков. которые считали Петра Анти-
христом, а Петербург - городом
Антихриста, городом, проклятым
Богом. По преданию, Петр дважды
привозил мощи святого Алексан-
дра в Петербург, и всякий раз они
«не хотели* лежать в городе дья-
вола и уходили на старое место, во
Владимир. Когда их привезли в
третий раз, царь самолично запер
раку на ключ, а ключ бросил в воду.
Правда, как утверждает фольклор,
не обошлось без события, о кото-
ром с мистическим страхом не
один год говорили петербуржцы.
Когда Петр в торжественной тиши-
не запирал раку с мощами на ключ,
то услышал позади себя негромкий
голос: «Зачем это все? Только на
триста лет*. Царь резко обернулся
и успел заметить удаляющуюся
фигуру в черном.
Впоследствии
императрица
Елизавета Петровна приказала со-
орудить для мощей Александра
Невского специальный серебряный
саркофаг. Эту гробницу весом в
90 пудов изготовили мастера Сест-
рорецкого
оружейного
завода.
170 лет она простояла в Александ-
ро-Невской лавре. Слева от нее на-
ходилась икона Владимирской Бо-
гоматери, которая, по преданию,
принадлежала самому Александру
Невскому. По свидетельству совре-
менников. еще при Елизавете Пет-
ровне в Петербурге сложился обы-
чай класть на раку монетку «в задог
того, о чем просят святого*. Еще
одна традиция стала общероссийс-
кой. Ежегодно 30 августа по старо-
му стилю от Казанского собора к
Александро-Невской лавре совер-
шался крестный ход в память пере-
несения мощей святого князя. В нем
принимали участие все кавалеры
ордена Александра Невского.
В 1922 году раку изъяли из
Александро-Невской лавры и пе-
редади в Эрмитаж, где она нахо-
дится и по сей день, а сами мощи -
в Музей истории религии и атеиз-
ма (Казанский собор). В 1989 голу
мощи святого Александра Невско-
го были возвращены в Троицкий
собор Александро- Невской лавры.
Но вернемся к событиям да-
лекого X V II века. В 1610 году
Швеция предприняла очередную
попытку овладеть Новгородом.
Псковом и приневски.ми землями
на северо-западе России. Во главе
шведского войска стоял знамени-
тый полководец, маршал Якоб
Понтус Делагардн. стывший в Ев-
ропе «вечным победителем рус-
ских*. С именем Делагарди свя-
зано не одно старинное предание.
Так, говорят. Красный замок в
Румболовском парке города Все-
воложска был построен неким
шведом для того, чтобы войска
могли в нем отдохнуть перед пос-
ледним броском к острову Орехо-
ву и к крепости Нненшанц. а в слу-
чае отступления можно было бы
здесь и укрыться от преследующе-
го неприятеля. Другие легенды
рассказывают иное.
Будто бы
Красный замок когда-то был при-
дорожной лютеранской киркой,
где воины Делагардн молились
перед походом на Орехов.
Сохранилась вошедшая в тру-
ды многих историков легенда о
последней попытке шведского мар-
шала одолеть русских силой. По
этой легенде в 1611 году Делагар-
ІІгт піш н
. V /
(2Я )/2Ч 0.’>
предыдущая страница 54 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст