т ц ы г о р о д а
«Святом Петре* из Архангельска
в Соловецкий монастырь. Во вре-
мя плавания разыгрался сильный
шторм. Команда и пассажиры уже
готовились к смерти. И хотя архи-
епископ причастил Петра, тот не
сложил руки, а, взяв на себя роль
рулевого, продолжал упорно пра-
вить судном. Вдвоем с лоцманом
они, борясь с рулем и ш тормом,
направили судно в узкий проход
Унской губы. Вскоре им удалось
войти в бухту, что было равнознач-
но спасению.
На следующий день Петр само-
лично сколотил огромный деревян-
ный крест, сам отнес его на берег и
установил в том месте, куда ступи-
ла его йога после спасения. На крес-
те он сделал надпись по-голландс-
ки: «Сей крест сооружен капита-
ном Питером летом 1694 года*.
Примечательно, что когда царь
задумал отправиться в Европу, то
одна из версий, с помощью кото-
рой
приближ енны е
пы тались
объяснить мотивы, движущие им,
заклю чалась в предполож ении,
будто Петр намеревался исполнить
обет посещения в Риме гробницы
святого апостола Петра и что этот
обет был дан им во время памят-
ного шторма в Белом море.
В личной жизни Петра, как и
лю бого человека, периодически
происходили драматические собы-
тия, связанные с утратами, страда-
ниями, болезнями. Когда в январе
1716 года Петр получил от жены,
царицы Екатерины , известие о
смерти царевича П авла,то ответ
его был: «Но что ж могу на то от-
ветство дать? токмо с многостра-
дальным Иевом: Господь даде. Гос-
подь і взъят; якоже же годе ему,
тако і бысть. Бужи имя Господне
благословенно отныне і до века*.
И все же, если говорить о сте-
пени религиозности души Петра, то
следует признать, что она была не-
велика. Об этом свидетельствует
характер кончины императора. Как
правило, преддверие смерти всегда
отчетливее, чем что-либо, свиде-
тельствует о глубине и силе инди-
видуальной религиозности. Одна-
ко то, что происходило с Петром
перед смертью, говорит, скорее, о
слабости его личной веры, чем о ее
силе. Тяжело заболев и оказавшись
на смертном одре, он, хотя и выка-
зал искреннее раскаяние в совер-
шенных прегрешениях, все же пал
духом и страшно боялся смерти. В
его поведении в последние дни и
часы не было истинно христианс-
кого смирения и готовности при-
нять жребий, ниспосланный Богом.
Нс просматривалось в нем и глу-
бокой убежденности в том, что он
находится в преддверии вечной
жизни.
Богохульства Петра
Крайними проявлениями сла-
бой личной веры Петра следует
признать его склонность к бого-
хульным выходкам. Характерно,
что они чаще всего были связаны с
грандиозными попойками, в кото-
рых участвовало все окруж ение
Петра. Состояния глубокого опья-
нения, не неся в себе извинитель-
ного начала, позволяют, однако же,
хоть в какой-то степени объяснить
те
ближ айш ие
побудительны е
факторы, которые толкали царя на
столь опасную стезю.
Наиболее одиозный характер
носили так называемые «всепья-
нейшие», «всешутейные соборы* с
шутами, скоморохами и потешны-
ми ряж ены ми, изображ авш ими
«князя-папу*,
«кардиналов*,
«епископов», «архимандритов* и
т. и. Эти «соборы* имели вид слу-
жений языческому богу Бахусу и
подчинялись заповеди: «Бахус
должен почитаться изрядным и
преславным пьянством и получать
должное ему*. Это означало, что
участники «собора* не имели пра-
ва покидать его трезвыми.
Э ти богохульны е сборищ а,
внешне направленные против рим-
ско-католической церкви, прино-
сили огромны й вред репутации
монарха. О ни распространяли в
народе дурную славу о Петре как
антихристе. Ее усугублению спо-
собствовало также не слишком по-
чтительное, а временами и просто
глумливое обращение царя с пра-
вославными иерархами.
Сущ ествую т различные вер-
сии объяснений, в которых пред-
ставлены попытки понять смысл и
мотивы кощ унственных выходок
Петра. Эти эпатажные сцены никак
не соответствовали не только его
статусу монарха, возглавляющего
христианскую державу, но и вооб-
ще нормам поведения обычного
христианина. Определенный свет
на этот удивительны й феномен
проливает творчество великого
русского писателя Ф . М . Достоев-
ского.
«Подполье* и «карамазовщина*
как ключевые понятия
Более ста лет тому назад рус-
ский социолог II. К. Михайловский
заметил, что русское общество до
сих пор не знает Петра, что оно
смутно представляет себе его лич-
ность и характер. К настоящему вре-
мени в этом вопросе мало что из-
менилось. До сих пор душа велико-
го российского реформатора, не-
смотря на сотни написанных о нем
книг, - это потемки. II так, очевид-
но, будет всегда, поскольку душа
Петра
это не лабиринт, который
можно было бы рано или поздно
исследовать целиком, до самого
последнего закоулка. Она гораздо
сложнее, ибо несет в себе то, что
Достоевский называл «подпольем*.
Темный «подвал», бездонное «под-
полье* души Петра - вот средото-
чие тех загадок и тайн, которые ис-
торики и психологи никогда не
смогут расшифровать до конца.
Самые сумрачные впечатления
от переж итого отклады вались в
глубинах душ и Петра начиная с
детства. Десятилетним мальчиком
он стал свидетелем устрашающих
сцен стрелецкого мятежа и крова-
вой расправы бунтарей над близ-
кими
ему
лю дьми.
И сторик
Н. Н . Ф ирсов так писал об этом:
«Н икогда в течение всей жизни
Петр не мог забыть этих кошмар-
ных минут, заложив в его душу вос-
приимчивость к страху, они в вос-
поминаниях воспитывали в Петре
чувства, идущ ие рука об руку со
страхом, - чувства ненависти и ме-
сти. Кровью был облит порог жиз-
ни Петра, как ртуть, подвижного
мальчика, с доверием смотревше-
го на мир ш ироко раскры ты ми,
любознательными глазами, в кото-
рых мелькнул ужас, - и эта, столь
много обещавшая жизнь была ис-
порчена. Потому и была испорче-
на жизнь, что уже в детстве в душу
Петра залегли тлетворные чувства
- страх и злоба, послужившие на-
чалом порчи его личности*2.
Вы росш ий,
возмуж авш ий
Петр не стал откровенным злодеем,
эдаким русским Ричардом III. Ему
не была свойственна чрезмерная
кровожадность. Не приобрел он и
Птицнім іігіцг/юц/і/іі.
.V* /
(2.У)/200,Ї
предыдущая страница 5 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 7 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст