( у
^ в р е м е н н ы е м е м у а р ы
Петр I
Великий на строительстве Петербурга.
Неизвестный художник. 1830-е гг.
археологии. С реконструирован-
ным же по картографическим ма-
териалам видом крепости Ниен-
шанк и города Миена можно позна-
комиться сейчас в диораме нового
музея <700 лет - Ландскрона, Не-
вское устье, Ниеншанц», открыто-
го в мае 2003 года в бизнес-центре
«Аскольд*.
Как гласит предание, в первое
десятилетие Петербурга Петр і в
знак выхода России к четырем мо-
рям на месте разрушенного Ниен-
шанца посадил четыре мачтовых де-
рева. Сейчас внутри памятного зна-
ка <Крепость Нпепшанц» посажен
молодой дуб, который символизи-
рует собой триумф и славу России
на балтийских берегах и напомина-
ет о предыстории Петербурга.
1
М а ч и н ск н іі Д . Р усско-ш ведски й П ра-П етербург. Ш веды на берегах Н евы : С б . ст. С то к го л ьм , 1998. С . 9.
1
Ги п пи н г А . И . Н ева и Н иенш анц. С П б ., 1909. С . 105.
I
Н овгород ская летоп и сь. С П б .: А р хео гр . ком не., 1888.
4
Ры дзевская Е . А . Д ревн яя Р у сь и С кан д и н ави я в 9-14 вв. М ., 1978. С . 50.
5
С о р о к и н
II.
Е. Л андскрона. Н евское Устье. Н и енш анц. С П б ., 2001. С . 22.
• П исцовы е кни ги И ж ор ск ой зем ли. С П б ., 1862. Т. 1. С . V.
7
С о р о к и н П . Е . Указ. соч. С . 31.
* С б о р н и к докум ентов, касаю щ ихся истории Н евы и Н и енш анца. прилож ение к тр уд у А . И . Ги ппннга «Н ева и Н иенш анц» .
С П б ., 1909.
9
Там же. <Об утеснениях в вере.
..»
10
К еп су С . П етербург д о П етербурга. Х ел ьси н к и . 1995. С . 93.
II
С о р о к и н П . Е. Указ. соч. С . 65.
11
Ги п пи н г А . И . Указ. соч. С . 248.
15
К е п су С . Указ. соч. С . 106.
14
Ги п пи н г А . И . Указ. соч. С . 249.
« М у ха »
шестидесятых
О.
Р. Ницмаи
6 6
«Накатила волна воспомина-
ний».^ Вот такой расхожей фразой
решил я воспользоваться, начиная
эту статью. На воспоминания меня
толкнули два обстоятельства. Пер-
вое: в нашем журнале (осмелива-
юсь назвать его «нашим*, так как
уже публиковался в нем) прочи-
тал интересный материал о музее
барона Штиглица в здании, где с
1945 года располагается Художе-
ственно-промышленная академия,
бывшее Ленинградское высшее ху-
дожественно-промышленное учи-
лище (ЛВХПУ) имени В. И. Му-
хиной). Второе обстоятельство -
личного характера: в этой <Мухе*,
в этом славном учебном заведении
я учился и окончил его в 1965 году,
получив диплом художника-кон-
структора.
И вот теперь я намерен расска-
зать о некоторых представителях
замечательной плеяды преподава-
телей и организаторов ЛВХПУ,
воссоздавших училище в трудное
послевоенное время. Не должны
быть забыты эти люди, ибо они сто-
яли «у истоков*. До сих пор, на-
сколько мне известно, никто из
моих коллег-однокашннков того
времени не рассказывал в печати о
наших преподавателях, о работни-
ках кафедр, о ректоре училища.
Стало быть, такая задача ложится
на меня.
В начале 60-х годов прошлого
века (как стремительно летит вре-
мя, еще совсем недавно слова «про-
шлый век* означали век девятнад-
цатый!) по распоряжениям прави-
тельства в нашу советскую про-
мышленность начали внедрять но-
вую науку «техническую эстети-
ку» и ее метод - «художественное
конструирование* (дизайн). На
предприятиях создавайись отделы
дизайна. В связи с этим ожидалось
резкое повышение качества отече-
ственной продукции и ее конку-
рентоспособности. Срочно понадо-
бились квалифицированные спе-
циатисты для таких отделов. И вот
в ДВХПУ на кафедре «металла*
(позднее - каг})елра промышленно-
го искусства) открылось вечернее
отделение, на которое принпма-
История Петербуїиа.
. V
I (23)/2005
предыдущая страница 67 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 69 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст