о в р е м е н н ы е м е м у а р ы
лись лица с закопченным высшим
техническим образованием, склон-
ные к изобразительным искусст-
вам. а проще говоря - как-то уме-
ющие рисовать и писать красками.
После окончания техническо-
го вуза я уже в течение пяти лет
работал конструктором на прослав-
ленном ГОМЗе. Я «любил рисо-
вать» и, понятно, сразу откликнул-
ся на предложение поступить в
училище. Пошел сдавать экзамены
по рисунку и живописи. Ни по ка-
ким другим дисциплинам нам, по-
ступающим, экзаменоваться не
требовалось. Нам «автоматом»
засчитали предметы, которые мы
изучали в технических вузах, в том
числе и обязательную науку О МЛ
- основы марксизма-ленинизма.
Из прошедших по конкурсу (3-4
человека на место) сформировали
две группы по 20 человек в каж-
дой. Нас рассчитывали обучать
четыре года, причем только худо-
жественным дисциплинам - рисун-
ку, живописи, цветоведению, лен-
ке, основам архитектурных зна-
ний. теории композиции и чуть-
чуть истории искусств.
..
Началась наша учеба в велико-
лепном здании бывшего Училища
технического рисования барона
Штиглица - здании, выстроенном
архитектором Месмахером. Пер-
вый шаг в вестибюль - и уже вос-
торг и благоговение! И затем все
четыре года были и восторг, и не-
преходящее благоговение перед
красотой. О, эти чудные залы и
коридоры с колоннами и пиляст-
рами! О, эти росписи стен, эти свод-
чатые потолки, арки, витые лест-
ницы, скульптуры в нишах и баре-
льефы!.
. Нет, нужно там побывать,
читатель. Связно и толково рас-
сказать обо всем невозможно. Все
- неописуемо прекрасно, запоми-
нается на всю жизнь и питает не-
проходящую ностальгию по про-
шедшим временам.
Повторюсь: учеба началась, и
мы встречались с преподавателя-
ми. Это были замечательные люди!
Увы, никого из них сегодня уже нет
в живых.
Кафедру промышленного ис-
кусства возглавлял архитектор,
профессор Иосиф Александрович
Вакс. Рискну описать этого чело-
века, чьи не очень сильные плечи
поднялн-таки в 1945 году на дол-
жную высоту бывшее «штиглицев-
И. А. Вакс (1899-1986).
профессор, завкафедрой
промышленного искусства
ское» училище. Огромными уси-
лиями И. А. Вакса (он был и пер-
вым ректором) и его сподвижни-
ков оно было воссоздано, можно
сказать, родилось заново.
Правда, нужно отметить, что
«дизайнерский» профиль учили-
ща различался в те далекие годы
еще очень смутно: учебное заведе-
ние по возрожденной традиции
готовило художников-прикладни-
ков ремесленного толка - скульп-
торов, керамистов, мебельщиков,
специалистов
художественного
стекла, реставраторов. Но постепен-
но, понемногу кафедра И. А. Вакса
перестраивалась в сторону препо-
давания основ художественного
проектирования
изделий
про-
мышленности.
..
Итак, продолжаю о нашем про-
фессоре. Иосиф Александрович,
по-юношески легкий в движениях
человек (шла молва, что он был
лучшим танцором на вечерах учи-
лища), всегда быстрой походкой
пролетал по коридорам и галереям
от аудитории к аудитории, и нако-
нец, - к помещению своей кафед-
ры. А там, внутри комнаты с высо-
кими окнами (дверь всегда была
распахнута настежь, из происхо-
дившего там не делалось тайны) он
то ли шутил, то ли распекал кого-
то, но вечно был остроумен, при-
ветлив, доброжелателен. В таком
же стиле и в быстром темпе он про-
водил обходы студенческих проек-
тов, почти не задерживаясь у каж-
дой доски, мгновенно решая, какую
оценку следует поставить; ничто-
же сумняшеся, жирным толстым
карандашом безжалостно перечер-
кивал заведомо «двоечный» про-
ект, при этом довольно громко
шмыгая своим чутким, с горбин-
кой, носом, и быстро, как метеор,
удалялся по другим важным делам.
Секретарь кафедры Лидия Афана-
сьевна Николаева - добросовест-
нейшая женщина, беспокойная и
добрая мать всех студентов, бого-
творившая своего патрона. - едва
успевала за ним, проставляя оцен-
ки в журнал.
Иосиф Александрович Вакс
считался (да и был на самом деле!)
отцом отечественного и в особен-
ности ленинградского дизайна.
Правда, тогда в ходу был термин
//гто/ш я
Пепи'іщции. М I (23)/2005
6?
предыдущая страница 68 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 70 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст