«художественное конструирова-
ние*, а иностранное слово «ди-
зайн* только-только пробивало
себе дорогу и пока произносилось
не очень уверенно, осторожно, с
опасением, что вас тут же обвинят
в «выпендривании*. И. А. Вакс на-
писал книжку «Художник в про-
мышленности*. Это было как раз
«на злобу дня*. II книга сделалась
нашим букварем. Ее зачитывали
до дыр, делая пометки на полях,
подчеркивая отдельные слова н
выражения, принимая их за акси-
омы, за некие догматы. В 1975 году
к
тридцатилетнему
юбилею
Л В Х П У была выпущена еще и
книжка-проспект об отечествен-
ном дизайне, кадры для которого
«ковало*
главным
образом
Л ВХП У и именно под руковод-
ством И. А. Вакса. Мы все приоб-
рели такие книжки, а наш завка-
федрой ставил на них автографы,
посмеиваясь
и
приговаривая:
«Вспомнишь потом, что я был жнв
в этом году*. II. А. Вакс ушел из
жизни в восемьдесят шестом.
.. В
нашей памяти - выпускников по-
тока «днзайнеров-пнженеров*. как
нас тогда называли. - он останется
навсегда.
На кафедре работал и профес-
сор Леонид Сергеевич Катоннн.
один из представителей известной
семьи петербургскнх-ленинградс-
кнх архитекторов. Этот человек
являл собой полную противопо-
ложность И. А- Ваксу. Очень солид-
( у
^временные мемуары
т
А С. Котонин (190В-1976).
профессор кафедры
промышленного искусства
« 8
ный, внушительной комплекции,
он любил вальяжно устроиться в
глубоком «катонинском* кресле,
напротив всегда открытой двери,
глядел в перспективу галереи Мо-
лодежного зала (теперь это Боль-
шой выставочный зал) или будто
бы чуть-чуть дремал (разумеется,
в свободные от занятий со студен-
тами часы). Но когда издали доно-
сился стук по кафелю каблучков
приближающейся студентки, Лео-
нид Сергеевич оживлялся, выби-
рался из кресла, направлялся на-
встречу стройной девушке, обво-
рожительно улыбался, играя густо-
черными бровями (при снежной
белизне плотной шевелюры!), и
непременно заводил остроумней-
ший и содержательный разговор.
Излюбленным жестом Леонида
Сергеевича было растягивание с
помощью указательного пальца
будто бы слишком тесного, сжи-
мавшего шею воротничка накрах-
маленной рубашки. При этом в раз-
ные стороны поворачивалась его
голова и с невозмутимым выраже-
нием лица, как бы мимоходом, из-
рекалась меткая острота, от кото-
рой окружающие валились с ног от
смеха и которую впоследствии как
анекдот передавали из уст в уста.
На хорошие оценки нашим проек-
там добрый Леонид Сергеевич Ка-
тоннн был куда более щедр, чем
завкафедрой.
Добрым и покладистым для
нас - дипломированных инжене-
ров и при этом иногда склонных
поерничать над не совсем научной
терминологией наших преподава-
телей-архитекторов - был доцент
Николай Николаевич Устинов,
тоже архитектор по профессии.
Очень деликатно, мягко, бережно,
как бы приглашая в равноправные
советчики автора, он критиковал
и поправлял наши учебные проек-
ты, во многом еще наивные и не-
зрелые. Ведь мы тогда делали лишь
первые шаги в искусстве. Н. Н. Ус-
тинов преподавал у нас только на
первом курсе, научив на практике
основам теории художественной
композиции - одной из важней-
ших дисциплин дизайна.
После того как мы с помощью
Николая Николаевича Устинова
вполне освоились в закономерно-
стях композиции и практически
научились их применять в учебных
упражнениях, за наше обучение
=
Пгпнцшя 11гтг1и~нцич
.V /
123)/2005
Н. Н. Устинов (1910-1979).
доцент кафедры
промышленного искусства
собственно промышленному ди-
зайну взялась преподаватель Вик-
тория Александровна Сурина. Эта
чрезвычайно милая и доброжела-
тельная женщина, сама недавняя
выпускница ЛВХПУ, оказалась по-
чти нашей ровесницей. За глаза мы,
конечно, называли ее Викой. Но
никакого панибратства с ней мы
позволить себе не могли даже в
мыслях.
Виктория Александровна все-
гда оставалась для нас непререкае-
В.
А. Сурина (1930-2000).
профессор, завкафедрой
информационного дизайна
предыдущая страница 69 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 71 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст