о в р е м е н н ы е м е м у а р ы
мым авторитетом. Она многому нас
научила. Мы получили доступ к
иностранным журналам но дизай-
ну, откуда черпали оригинальные
идеи, впоследствии переработан-
ные и воплощенные нами в отече-
ственных промышленных образцах;
она привила нам умение быстрого
и броского эскилиропанпя - очень
важную составляющую арсенала
изобразительных средств худож-
ника-конструктора; благодаря Вик-
торин Александровне Суриной мы
отошли от унылых цветовых реше-
ний наших проектов в сторону це-
лесообразной цветовой вырази-
тельности. Словом, мы из ннжене-
ров-рационалистов, скованных в
творчестве разными техническими
условиями и стандартами, вошед-
шими в нашу плоть и кровь, преоб-
разились в проектировщиков, мыс-
лящих в первую очередь художе-
ственными категориями.
На две наши группы возлага-
лись натежды как на специалистов
первой волны профессиональных
художннков-конструкторов, в ко-
торых тогда нуждалась промышлен-
ность. Поэтому особенный интерес
к нам проявлял тогдашний ректор
училища, видный ленинградский
архитектор Яков Николаевич Лу-
кин (первое, что приходит на па-
мять из его работ, это осуществлен-
ный проект реконструкции Фин-
ляндского вокзала в нашем городе).
Яков Николаевич частенько
заглядывал к нам на занятия. Его
громкий голос слышался еще на
подходе к мастерской-аудитории,
где мы трудились над курсовыми
проектами или рисовали тисовые
слепки с античных скульптур, а
позже и обнаженную натуру. Услы-
шав рокочущий голос приближа-
ющегося ректора, мы невольно как-
то внутренне и внешне подбира-
лись, и будто бы становились
вновь послушными и несмышлены-
ми школярами. Вот отворяется
дверь, и в сопровождении кого-
либо из преподавателей, а иногда
и незнакомого гостя, входит высо-
кий, очень импозантный человек,
ну прямо Зевс-Громовержец. Оде-
вался наш ректор весьма «демок-
ратично», порой даже несколько
богемно. Нам импонировали его
Я. Н. Лукин (1909-1996).
ректор ЛВХПУ
свободные
вельветовые блузы
(традиционные у художников) и
ботинки - то ли альпиниста, то ли
военные, на манер американских.
..
Вот ректор подходит к кому-то из
студентов, через выпуклые очки
оглядывает его с ног до головы, как
бы изучая, и мощным сочным го-
лосом, чтобы слышали и все ос-
тальные. спрашивает, указывая на
проект или рисунок: «А это что за
штуковина такая?» Да, не любил
Яков Николаевич «наукообраз-
ных» терминов.
По окончании курса обучения,
на выпускном собрании, устроен-
ном в актовом зале с великолеп-
ными резными дубовыми панеля-
ми по стенам, Я. Н. Лукин в своем
напутствии призвал нас быть вер-
ными традициям «нашей мухинс-
кой школы», помнить, что мы не
только лишь дизайнеры-проекти-
ровщики, но еще и художники, и
почаще брать в руки карандаш,
кисть, чтобы «в две-три краски»
запечатлеть на бумаге или холсте
понравившийся архитектурный
фрагмент, уголок природы или не-
бесную игру облаков.
..
Когда я занялся добыванием
иллюстративных материалов к
этой статье, меня послали в архив
Художественно-промышленной
академии. Там мне довелось позна-
комиться со специалистом из чис-
ла тех, с кем в годы нашей учебы
мы никак не соприкасались, кто
был как бы за сценой, за кулисами
представления. Это работник архи-
ва Валентина Андреевна Коробки-
на. Из разговора с ней я узнал, что
она 40 лет добросовестно система-
тизировала и приводила в порядок
материалы архива, а также попол-
няла его. Число только фотогра-
фий всех работников ЛВХПУ и
студенческих курсовых и диплом-
ных работ превысило 45 тысяч! И
все это рассортировано по папкам,
ящикам, коробкам, снабжено обо-
значениями, датами. Любую еди-
ницу архивного хранения теперь,
при необходимости, нетрудно до-
вольно скоро отыскать. До работы
в ЛВХПУ Валентина Андреевна
участвовала в Великой Отече-
ственной войне - служила в Чер-
номорском флоте, в Новороссий-
ске. Она уже в преклонных годах,
но память ее нисколько не потуск-
нела, и когда мы перебирали фото-
графии ушедших из жизни, о каж-
дом человеке - преподавателе, ра-
ботнике кафедры, снабженце, тех-
ническом специалисте - она гово-
рила очень дружески, иногда почти
ласково, с милыми прозвищами,
сообщая интересные биографичес-
кие подробности.
..
Стремительно проносятся со-
бытия нынешнего времени. Нелег-
ко поспевать за ними. Только про-
шлое уже неизменно, неподвижно
и никуда не спешит, разве что по-
немногу все дальше уходит «в про-
шлое». Все же, не боясь опоздать,
можно спокойно и обстоятельно
разобраться в нем. И воспомина-
ния мои могли бы продолжаться
еще сколь угодно долго. Но им
все-таки есть разумный предел -
это рамки, определяемые нашим
журналом.
Фотографии предоставлены
архивом Художественно-
промышленной академии
и завкафедрой
графического дизайна
В.
С. Муравьевым-.Амурским.
Истории П ет ербурга. М I (2 3 1/2005
предыдущая страница 70 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 72 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст