етербуржцы и петербурженки
рез кр ай ч р е з м е р н о сти б ы л и н е-
р е д к о
гу б и т е л ь н ы .
Б е з м е р н а я
вл асть, со ср е д о то ч е н н а я в р у ка х
П е тр а , п ревращ ал а э т и в сп л е ски
чр езм ер н о сти в и сто ч н и к б е сч и с-
л е н н ы х б е д с т в и й д л я в е л и к о го
м нож ества лю дей.
Бросается в глаза исклю читель-
ная п р о ти в о р е ч и в о сть л и ч н о с т и ,
характера и п оступ ко в П етра. Как
самое лучш ее, так и наиболее д у р -
ное, п р и с у т с т в у ю щ е е в р у с с к и х
л ю д я х , со д е р ж а л о сь в л и ч н о с т и
П етра с избы тком . П о свои м п си -
х о л о ги ч е ск и м чертам , о со б е н н о с-
тя м м ы ш л е н и я , св о й ств а м м и р о -
в о сп р и я ти я и м и р о о тн о ш е н и я он
являлся типичны м представителем
россий ской ц ивилизации. Э т о был
и м е н н о т и п вел и ко р осса. И н ы м и
словами, это был характер, сф орм и-
р о вав ш и й ся в н у тр и ев р ази й ско го
со ц и о к у л ь тур н о го п р о стр а н ств а в
результате как азиатских вл ияний,
так и влияний европейских.
В П е тр е не б ы л о качеств то й
«си м ф онической л и чн ости » , о ко-
торой в X X веке буд ут писать тео-
ретики евразийства и которая сп о -
соб н а си н те зи р о в а ть в себе е в р о -
п е й ск и е и а зи а тск и е к у л ьтур н ы е
в л и я н и я . В нем э т и д ва в ек то р а
п р и сутствовал и не в гарм оничном
со сущ еств о в ан и и , а в п о стоян н ы х
сто л кн о ве н и ях, о т которы х во все
стороны летели огненны е искры .
Т о ко н ф есси о н а л ьн о е с о с т о я -
ние, в кото|юм пребывал Петр, было
м аргинальны м . Э т о бы ло ти п и ч н о
русское состояние нолуверия-полу-
неверня. И з него были откры ты пути
как в и сто в о е п равославие, так и
евангельское б о го и ска те л ь ств о и,
конечно же, в безбожие. В будущем,
т. е. в конце X I X - начале X X века,
все эти три направления обозначат-
ся в д уховно й ж изн и П етербурга с
предельной отчетливостью . А пока,
за 200 лет до этого, П етр оказался
знаковой ф игурой, человеком-пара-
дигм ой, которы й первы м в Р оссии
сосредоточил в своей л и чности все
эти три возмож ности, так и не отдав
предпочтения ни одной из них.
1
Иоанн (Экономцсв), архнм. Национально-религиозный идеал и идея империи в Петровскую эпоху (К анализу церковно
ре(|юрмы Петра I) / / Петр Великий: pro et contra. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей:
Автол. СПб., 2003. С. 610.
1
Цит. по: Фирсов Н. Н. Петр Великий. Московский царь и император Всероссийский / / Там же. С. 392.
5
См.: Там же. С. 393.
ЛнколаЖ
с
Александрова—
уЗннк
ЧЛлпсселъбуЬгс кЬ
( 1 8 8 Л - т § ) .
К
1 5 0 -
летию
со
дня
рож дения
Г. П. Игнатьева
в
8
ию ля 2004 года исполнилось
150 Лет со дня рож дения ученого-
эн ц п кл о п е д н е та , рево лю ц но нера-
н а р о д н и ка Н и к о л а я А л е к с а н д р о -
ви ч а М о р о з о в а ( 1 8 5 4 - 1 9 4 6 ) . В
1870-х годах он участвовал в «хож -
дении в народ»: « Е сл и бы кто -н и -
б у д ь с п р о с и л м ен я , сч и та ю л и я
д в и ж е н и е 70-х годов за п р о я в л е -
ние борьбы общ ественны х классов,
то я ответил бы, что более всего я
скл он ен в нем видеть борьбу р у с-
ской учащ ейся, полной ж изненны х
сил интел ли генц ии со стесняю щ им
ее правительственны м и а д м и н и с-
т р а т и в н ы м
п р о и з в о л о м .
К л а с с
русского студенчества, если позво-
л ен о так вы р азиться, и ряд с о л и -
дарны х с ним интеллигентны х сл о-
ев б о р о л и сь за свою свободу, к о -
т о р у ю о н и сл и в а л и со св о б о д о й
всей стр а н ы , за свое б уд ущ е е, за
ж и в у ю н а у к у в у н и в е р с и т е т а х и
д р у г и х у ч е б н ы х за в е д е н и я х . Н е
чувствуя за собой д остато чно сил,
он и обратил ись за пом ощ ью к п ро-
сто м у н арод у под первы м п о п а в -
ш им ся идеалистическим знаменем
и сд е л а л и из к р е с т ь я н с т в а себе
бога. К ак равнодуш но встретил их
народ 70-х годов, уж е показала ис-
то р и я » '.
У ч а с т н и к и « х о ж д е н и я в н а -
род* бы л и арестованы н преданы
суду. М о р о зо в у бы л вынесен срав-
н и тел ьн о м я гк и й приговор: год и
три месяца тю рьм ы с зачетом трех
лет предварительного заклю чения.
П о сл е осво бож д ения он в сту -
пил в организацию «Земля и Воля*.
В своих воспом инаниях он писал об
этом: «Н ас бы ло не более 15 чело-
век на всю Россию , и подбирали мы
себя, совсем не спраш ивая, каких
кто убеж дений, а исклю чительно по
нравственны м качествам и по готов-
н о сти ж ер тво вать со б о й в борьбе
п р о ти в д е сп о ти зм а , и со ц и а л и зм
поним ался исклю чительно в см ы с-
ле идеалистическом .
..*2
В
1879 году, п о с л е р а ск о л а
« Зем л и и В ол н» , М о р о зо в вош ел
в о р га н и за ц и ю « Н а р о д н а я воля»,
где заним ал руководящ ее полож е-
ние, явл яясь членом исп ол ни тел ь-
ного к о м и тета и членом р ед акц и -
онной коллегии газеты «Н ародная
воля». В 1881 году он бы л аресто-
ван, суд п ри гово ри л его к п о ж и з-
ненном у заклю чению . Ч еты ре года
М о р о зо в содерж ался в П е тр о п а в -
л о в с к о й к р е п о с т и и 21 год - в
Ш л и ссе л ь б у р гск о й .
И с т о р и я Ш л и с с е л ь б у р г с к о й
кр епости насчиты вает сем ь веков,
она н ач а л а сь в начале X I V века,
Псшо/шя ІІетербуїиіі.
Л" /
(23)/2005
предыдущая страница 7 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 9 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст