е т е р б у р г с к о м у у ч и т е л ю
начинать каждое дело свое с мо-
литвы может только глубоко веру-
ющий человек. Меня поразил тот
факт, что даже в бой Суворов вел
своих солдат со словами: «Мы рус-
ские, с нами Бог!* Уже завершив
исследование, я пришла к выводу,
что верующим может быть каж-
дый в большей или меньшей сте-
пени. Главное, не растерять той це-
лостности, которая заложена в че-
ловеке самой природой. Александр
Васильевич за все время тяжелой
военной службы сохранил эту це-
лостность, заключал в себе каче-
ства человека благочестивого и
благоговейного. Он верил, что все
происходящ ее
вокруг
зависит
только от воли Божией. Сколько
раз ему приходилось отправлять на
смерть солдат, но ни разу он не по-
кидал их. всегда находился в са-
мом центре боя.
Теперь я уже точно знала, о чем
будет моя работа. Название, как мне
кажется, отражает всю суть иссле-
дования: «Ополчась Верою, мы по-
бедим!* По ходу работы меня заин-
тересовало еще несколько вопросов:
истоки гениальности и петербург-
ские адреса А. В. Суворова. Хотела
бы заметить, что, включив в кон-
текст учебно-исследовательской
работы темы, казалось бы, не свя-
занные с названием и главной мыс-
лью. я все-таки нашла между ними
точки соприкосновения. На этом я
хотела бы немного остановиться,
чтобы изложить некоторые свои
размышления.
Итак, молодой .Александр С у -
воров зачислен в Сем еновский
полк и едет из родной М осквы в
Санкт-Петербург. Первым, с чем
ему предстояло познакомиться,
была полковая слобода. Ко време-
ни прибытия в полк восе.мнадца-
тнлетнего капрала Суворова сло-
бода Семеновского полка была по-
чти застроена, разбита на перспек-
тивы и ровно проложенные улицы,
которые вначале именовали «ли-
ниями». а затем «ротами». Можно
предположить, что детальное зна-
комство с полковой слободой
Александра Суворова началось с
полкового двора. Первоначально
двор располагался в самом центре
слободы - ныне это место пересе-
чения Клинского проспекта и М о-
жайской улицы. Суворов по при-
бытии в полк должен был посетить
здание полковой канцелярии, но
А. В. Суворов
позднее, в 1753 году, когда еще про-
должалась служба Суворова, пол-
ковой двор со всеми бывшими на
нем постройками был переведен на
новую территорию (в наше время
на этом месте располагается Витеб-
ский вокзал). Наверняка А л е к-
сандр Васильевич посещал и пол-
ковую церковь. Освящ ение дере-
вянной церкви Введения во храм
Пресвятые Богородицы состоя-
лось в первый год службы С уво-
рова в Семеновском полку. Перво-
начально она располагалась вбли-
зи полкового двора, там, где сред-
ний проспект слободы пересекал-
ся с линией 3-й роты. Позже, в 1764
году, пачковая церковь была пере-
несена на новое место, на переднюю
улицу слободы, именуемую Бачь-
шой Загородной улицей (ныне За-
городный проспект). П о свиде-
тельству современников, будущий
патководец был батьшим любите-
лем музыки, в том числе и духов-
ной. С 1750 года при церкви Семе-
новского полка были певчие - дети
нижних чинов. Есть основание по-
лагать, что Суворов приходил в эту
церковь, чтобы «послушать хор». Я
решила поразмы ш лять об этом.
М не кажется. Суворов посещал
храм не татько для того, чтобы по-
слушать пение. На мой взгляд, че-
ловек так устроен, что, покинув
свой родной дом, переехав куда-то
за сотни километров, он тяжело
привыкает к жизни на новом мес-
те. Александру Васильевичу после
тихой и чинной Москвы петербур-
гская обстановка была совершен-
но непривычной. В такие моменты
=
ІІспицнім ІІгтгі*~цл*о
.V /
(23)/2ІНІ5
просто необходима поддержка со
стороны близких. Суворову полу-
чить ее было неоткуда, оставалась
только вера в Бога, привитая еще с
самых ранних лет. Возможно, Алек-
сандр Васильевич, приходя в цер-
ковь, находил утешение и духов-
ную поддержку, столь недоставав-
шую ему в ту пору. По моему мне-
нию, Суворов черпал силы имен-
но в религии. И именно в самом
начале военной службы, во время
жизни в Петербурге в душе моло-
дого Суворова укоренялась твер-
дая, непоколебимая вера.
Петербургским адресам в моей
исследовательской работе посвяще-
на отдельная глава. Мест, где бывал
Суворов, очень много. Это храмы и
дворцы, дома друзей и родственни-
ков, учебные заведения. Также не
стоит забывать о двух церквях, по-
строенных Суворовы м в Новой
Ладоге и сече Кончанском. К сожа-
лению. время безжалостно, оно не
сохранило эти два храма. Один в
совершенном запустении, другой
разрушен. Но, на мой взгляд, в люд-
ских сердцах осталась память о них.
И есть надежда, что когда-нибудь
они будут возрожчены.
Еще один вопрос, которым я
заинтересовалась. - это истоки ге-
ниальности. Я задалась вопросом,
что же такое гениальность вообще?
Чем отличается гениальность от
таланта? С первого взгляда, это
одно и то же. но, читая достаточно
разносторонню ю литературу -
философию, психологию, религи-
озные книги, я нашла ответы на мои
вопросы. Итак, талант - это дар
изображать и выражать. Талант -
это есть сила легкого и быстрого
выражения, удачного и меткого
проявления. Но это не дар творчес-
кого созерцания (как процесса не-
посредственного восприятия). На
самом же деле - талант еще ничего
не решает и не определяет: ведь он
может служ ить и злому, мелкому
и пошлому, ничтожному и пороч-
ному (например, есть талантливые
преступники, талантливые спеку-
лянты. и т. д.). Можно талантливо
лгать, как и говорить правду, стать
же талантливо защ ищ ать добро,
как и зло. «У него |таланта] сквоз-
няк в душе, и этим сквозняком он
торгует. Гений - это навсегда, та-
лант - часто на время*1.
Истинная гениальность начина-
ется там. где имеет место духовный
предыдущая страница 79 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 81 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст