опыт, духовное созерцание и выра-
стающие нз них убежденность, вера,
ответственность и духовная необхо-
димость; где человек не торгует та-
лантом, а осуществляет служение
высшим идеалам. Духовное созер-
цание есть истинный и глубочай-
ший источник всего великого на
земле - и в религии, и в науке, и в
добродетели. В религии человек
молитвенно созерцает Бога серд-
цем, в науке он систематически со-
зерцает мыслью сущность мира, в
добродетели он созерцает совестью
совершенное состояние человечес-
кой души. Без духовного созерца-
ния человек великого не совершит
ничего. Если это созерцание глубо-
ко и постоянно и если талант начи-
нает творить совершенное, тогда мы
имеем основание произнести сло-
во «гений». «Гений есть постоян-
ный, глубокий и верный созерца-
тель смысла вселенной. Божьей тка-
ни мироздания. Он врастает в эту
ткань; он постоянно общается с иде-
ями Божьими; он зрит Бога; он
ищет всю жизнь Божьих лучей, на-
ходит их и пребывает в них*2.
Одна суворовская фраза; «Се-
годня молиться, завтра учиться, пос-
лезавтра - победа или смерть!» -
заключает в себе всю сущность это-
го человека. Удивительно то, что
Александр Васильевич никогда не
судил о себе высоко, он относил все
свои успехи и дарования к милости
Божьей, и в этом есть неотъемлемая
часть его гениальности. Если собрать
все качества и способности гения
вместе и сопоставить с качествами
Суворова, то, несомненно, можно
назвать его не просто талантливым,
а именно геннатьным человеком.
Русский полководец остался в
какой-то мере загадкой для потом-
ства. И это вполне справедливо.
Прочитав большое количество ма-
териалов о Суворове, я попыталась
понять и раскрыть его, но до конца
он все-таки непостижим. Ведь вся-
кая личность, всякое духовное су-
щество есть некая исконная тайна,
некое чудо, превосходящее все
наши понятия. В подтверждение
этого тезиса я хочу привести сло-
ва архимандрита Платона (И гум -
нова): «В свете догматического
учения Церкви личность как запе-
у * 2
е т е р б у р г с к о м у у ч и т е л ю
чатленный в человеке образ Бо-
жий недоступна всеохватывающе-
му и исчерпывающему познанию.
Личность не может быть объектом
научного изучения в той же пол-
ноте и объеме, как предметы внеш-
него мира. Она всегда останется не-
постижимой в своей конечной глу-
бинной сущности. В недоступно-
сокровенной жизни и в своем про-
явлении личность всегда пребыва-
ет оригинальной, своеобразной, не-
повторимой и потому единствен-
ной во всем мире духовной струк-
турой, несводимой ни к какой дру-
гой бытийной реальности»3.
Это некоторые из выводов, к
которым я пришла по ходу работы.
Было очень интересно разбираться
в понятиях, ранее мне незнакомых.
Во многом мне помогал стар-
ший методист Санкт-Петербургс-
кого мемориального музея Суво-
рова Алексей Юрьевич Егоров. Он
давал ценные советы, предоставил
ряд интересных материалов. Нео-
днократно я посещала сам музей,
чтобы соприкоснуться с эпохой,
почувствовать дух Суворова. Боль-
шую работу' довелось провести над
приложением к исследованию, где
представлены фотографии музея,
его экспонатов, мест, где бывал
Александр Васильевич.
Эта работа оставила глубокий
след в моей душе. Я узнала очень
многое о духовном мире человека,
который у многих ассоциируется
только с закоренелым «воякой». И
этот духовный мир оказался очень
богатым и разнообразным. Алек-
сандр Васильевич Суворов, слов-
но светлый луч на небосклоне на-
шей истории. Я прониклась верой
в то, что были, есть и будут такие
люди, которые должны служить
примером
многим.
Неспроста
вступление моей работы о личнос-
ти в истории. Тут представлены мои
размышления о человеке и лично-
сти в окружающем нас мире.
Эта учебно-исследовательская
работа позволила взглянуть на мир
по-новому. Она помогла найти от-
веты на многие философские воп-
росы. Я разобралась в понятиях, о
которых раньше не имела никако-
го представления. У меня появи-
лась уверенность в себе, а это очень
важно. Именно это и помогло одер-
жать победу на районных и город-
ских конкурсах.
Мемориальный музей А. Суворова в Санкт-Петербурге
1
Ильин
И. А. Одинокий художник. М.: Искусство. 1993.
1
Шсстуи Е. Православная педагогика. М.
. 2001.
3 Шсстуи Е. Православная педагогика. М.
. 2001
И г то/ши
Нетербу/на.
Л* /
(23) /2005
предыдущая страница 80 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 82 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст